«В количественном и цифровом выражении результат свидетельствует, что, к сожалению, количество нарушений возрастает», — пожаловалась главе государства Голикова. Если в 2016 году их было выявлено около 3,85 тыс на сумму 965 млрд рублей, то за 11 месяцев этого года число нарушений приблизилось к 4 тыс, а их сумма превысила 1,55 трлн рублей.
Основные нарушения зафиксированы при формировании государственных заданий для федеральных организаций, при выделении субсидий и межбюджетных трансфертов в российских регионах. Растут нарушения в бухгалтерской сфере и при распределении финансирования — многие организации берут на себя дополнительные обязательства и требует за их выполнение сверхнормативные объемы средств.
По словам председателя СП, главной причиной возникновения нарушений является «многоуровневость государственного управления». «Плодятся филиалы правительственных учреждений, а нормативная база, которая регулировала бы, когда они могут создаваться, когда нет, отсутствует», — отмечает Голикова.
Она привела конкретные примеры неэффективного использования средств. Так, в туристско-рекреационной зоне «Елец» «в никуда построили наземный переход» и не возвели, как обещали, торговый центр. Сумма ущерба превысила 18 млн рублей. В Бурятии более 160 млн рублей было потрачено на создание водозаборных сооружений, которые уже два года простаивают, так как нет разрешительных документов. В Хабаровском крае выделили 262 млн рублей на проектно-сметную документацию для строительства гидротехнических сооружений для борьбы с наводнениями, но сами объекты не построили.
Тем не менее, по словам Голиковой, роста проблемных зон в бюджетной сфере «не нужно бояться». Две трети из общего числа нарушений только могли бы привести к финансовым потерям, но пока не привели. А поскольку они были своевременно выявлены, в денежном выражении бюджет ничего не потерял.
Только как не бояться статистики, которую приводит Голикова? Денежный объем нарушений превышает половину дефицита федерального бюджета России в 2017 году. Даже если только 30% нарушений привели к реальному финансовому ущербу, сумма в итоге получается достаточно серьезная — более 500 млрд рублей.
По мнению доктора экономических наук Игоря Николаева, рост нарушений в финансово-бюджетной сфере является крайне неприятным сигналом для всей отечественной экономики: «Создается впечатление, что чиновники работают по принципу «временщиков» и не уверены в будущем государства». По мнению эксперта, негативный эффект от выявленных нарушений усиливается, поскольку распределение бюджетных денег является очень важным вопросом для частного бизнеса - ведь доходная часть многих компаний находится в прямой зависимости от государственных заказов.
Несмотря на то, что на бумаге определения выявленных нарушений звучат достаточно невинно — несоблюдение законодательства в бухгалтерском учете или при проведении межбюджетных трансфертов, на деле они приводят к потерям сотен миллиардов, которые могли бы пойти, например, на социальные проекты. Осенью Минфин был вынужден забрать из Фонда национального благосостояния более 656 млрд рублей для покрытия дефицита Пенсионного фонда в этом году. Простое сравнение цифр показывает, что если бы средства федерального бюджета тратились без нарушений, то заимствования резервных накоплений можно было бы избежать.
«Счетная палата констатирует факты бюджетных нарушений, и, по сути, выступает в роли «капитана очевидность». Государству необходимо более тщательно контролировать распределение бюджетных денег. Многие госорганизации осмысленно берут на себя более высокие обязательства, чем могут выполнить в рамках начальных бюджетов проектов, так как уверены, что федеральный центр в дальнейшем увеличит финансирование. Это является главным недостатком бюджетной системы России», — полагает Игорь Николаев.
Нарушения, выявленные Счетной палатой в финансово-бюджетной сфере, млрд рублей
Год Объем нарушений
2014 524,5
2015 516,5
2016 965,8
2017* 1556
* — за 11 месяцев 2017 года.
Источник: Счетная палата.