Нам всем волей-неволей приходится приспосабливаться к требованиям меняющегося мира. Раньше человек получал образование и профессию на всю жизнь, сегодня мир переходит к системе непрерывного образования в течение всей трудовой деятельности человека, постоянного повышения квалификации. Тому, кто хочет быть конкурентоспособным на рынке труда, приходится все время учиться, а порой и кардинально переучиваться в погоне за технологическими переменами.
Точно так же, как и отдельным людям, на вызовы современности приходится отвечать на своем уровне и государствам. Успешными на мировой арене будут те страны, которые смогут вовремя учесть все тенденции глобальных перемен и взять на вооружение наиболее конкурентоспособную модель управления.
Это подтверждает тот факт, что помимо смены технологического уклада мы становимся свидетелями перехода к новому мировому порядку. Еще недавно считалось, что наступил «конец истории» и все страны пойдут по пути Соединенных Штатов Америки. Теперь стало очевидно, что американская модель, которая после распада Советского Союза долгое время считалась образцовой, себя исчерпала. Либеральный мирохозяйственный уклад, основанный на эмиссии денег в странах Запада, доказал свою несостоятельность. США продолжают печатать деньги, но КПД этого «печатного станка» крайне низок, потому что большая часть выпущенных денег захватывается финансовым сектором, идет на финансовые пирамиды. Из-за этого возникает рост диспропорций в экономической системе, что уже не позволяет США на равных конкурировать с тем же Китаем, где экономическая политика опирается на иную модель.
От примитивной, либерально-самоорганизующейся модели отказываются практически все страны — и на Западе, и на Востоке. Опыт XX и XXI века показал: настоящее «экономическое чудо» возможно только при активном участии государства. Более того, модель, при которой государство обеспечивает мобилизационный рывок экономики, так и называется — модель «государства развития». Именно с реализацией этой модели в том или ином виде связаны основные истории успешного экономического развития в разных странах.
Известный пример — японское «экономическое чудо», рывок, который Япония совершила после войны. Этот прорыв стал возможен благодаря модели «государства развития»: государство активно компенсировало недостатки свободного рынка, обеспечивало поддержку приоритетных высокотехнологичных отраслей. Благодаря этому японская экономика вышла на высокие темпы роста и страна заняла передовые позиции в мире.
По похожему пути пошли «азиатские тигры»: Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг. Впечатляющий экономический рост, произошедший в этих странах, стал возможным именно благодаря активной роли государства и его вмешательству в рыночные процессы.
Среди европейских стран также можно найти полезные примеры государственной экономической политики. Так, Скандинавские страны известны большими объемами государственных субсидий в социальную сферу. Государство активно участвует в системе перераспределения доходов, чтобы обеспечить высокий уровень социальных услуг и благосостояние граждан.
Наконец, наиболее яркий пример рациональной государственной экономической политики — это Китай. Страна смогла создать систему, сочетающую преимущества капитализма и социализма, свободного рынка и государственного регулирования. На сегодняшний день это наиболее прогрессивная модель, которая уже несколько десятилетий обеспечивает самые высокие темпы экономического роста в мире. По стопам Китая сегодня идут Индия и страны Индокитая, именно здесь, на Востоке, сегодня закладываются контуры мира будущего, создается новый мировой порядок.
Если Россия хочет выйти на передовые позиции, ей нужно встраиваться в этот новый порядок, где условия диктует уже не США, а Китай. Стране нужна стратегия развития, основанная на интегральном строе — синтезе рынка и государственного регулирования экономики. В противном случае Россия рискует попасть на периферию. Мы сможем успешно встретить вызовы современного мира только в том случае, если государство возьмет на себя полную ответственность за обеспечение экономического роста. Либеральные идеи «минимального» государства, которое самоустраняется из экономических процессов, доказали свою несостоятельность.
Пора перейти от стихийной экономической политики к стратегическому планированию, к господдержке приоритетных отраслей и предприятий, а также к тому, чтобы заставить крупный бизнес работать в интересах государства. Отношения государства и бизнеса в принципе нужно перестраивать. Частное предпринимательство должно работать не только на набивание карманов олигархов, как это происходит сегодня, но и в интересах повышения благосостояния всего общества.
Государство может предложить бизнесу и стабильные условия работы в долгосрочной перспективе, и дешевый кредит для инвестиций, и — когда речь идет о стратегически важных производствах — прямую поддержку. Однако и бизнес должен наконец взять на себя ряд обязательств: соблюдать законы и не уходить от налогов, модернизировать и расширять свое производство, осваивать современные технологии, создавать рабочие места, вовремя платить достойные зарплаты, вкладываться в социальное развитие. Нужно пресечь увод денег в офшоры, что сегодня в нашей стране является повсеместной практикой: из страны ежегодно за рубеж выводятся миллиарды рублей. Вместо этого крупный бизнес должен вкладывать эти деньги в родную страну — совместно с государством строить жилье, дороги, детские сады и т.д.
Чтобы не быть вытесненной на периферию, России пора уходить от сырьевой модели экономики. Освоение экспортных возможностей сырьевой базы — это пройденный этап. Мы не обеспечим развитие на экспорте углеводородов, необработанной древесины, продукции примитивной металлургии, потому что спрос на них в мире расти уже не будет. Более того, постоянно развивающиеся технологии на порядок снижают материалоемкость и энергоемкость производства: в Европе и передовых странах Востока энергопотребление уже перестало расти, и эти тенденции быстро распространяются на остальной мир. Заниматься нужно не экспортом сырья, как сегодня, а его глубокой комплексной переработкой.
На такое переустройство экономики нужны большие вложения, и обеспечить условия для этого сегодня может только государство. Но главное — нужна политическая воля. Крупному бизнесу на свободном рынке будет выгодно до последнего выкачивать из страны природные ресурсы, распродавать их, а прибыли выводить за рубеж. Для кардинальных реформ нужно уходить от либеральной политики, которая ставит страну в зависимое положение.
Перемены нужны на самом высоком уровне, однако сегодня отдельные регионы подчас способны лучше адаптироваться к требованиям нового мирохозяйственного уклада, чем федеральная власть.
Например, в Республике Татарстан уже сегодня сочетается государственное целеполагание с частно-предпринимательской инициативой, что обеспечивает реальные результаты: Татарстан завоевал позиции передового региона по созданию рабочих мест и комфортных условий для развития бизнеса. В частности, республика стабильно возглавляет рейтинг инвестиционной привлекательности Агентства стратегических инициатив. Почти все основные экономические показатели Татарстана в 2016–2017 гг. превышают средние по России.
Другой регион, где ведется серьезная работа по стимулированию социально-экономического развития, основанная на современных управленческих принципах, — это Иркутская область. В регионе внедряются элементы государственного стратегического планирования, активно применяется механизм государственно-частного партнерства, делается упор на развитие обрабатывающей промышленности. В 2016–2017 гг. Иркутской области удалось добиться значительного роста промышленного производства, в основе которого лежит подъем машиностроения, прежде всего высокотехнологичных отраслей. Также в этот период были зафиксированы рост объема инвестиций и значительное увеличение налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета.
Еще один пример активной региональной экономической политики — опыт Калужской области. Региональные власти смогли обеспечить благоприятные условия для инвесторов, в результате чего крупные компании разместили на территории региона сборочные производства. Это обеспечило Калужской области рабочие места, приток инвестиций, рост налоговых доходов.
Нужно поощрять подобные инициативы субъектов и ориентироваться на самые прогрессивные решения. Если отдельные регионы способны добиваться успехов на фоне экономического кризиса, то при условии, что курс на перемены возьмет федеральная власть, страна сможет обеспечить себе экономический рывок и встроиться в новый мирохозяйственный уклад на самых выгодных позициях.