Практически сразу же это предложение, озвученное на неофициальном уровне, опроверг Минтруд. Ведомство заявило, что никаких изменений в пенсионной системе, которые затрагивают трудовой стаж, не обсуждается. Впрочем, как известно, дыма без огня не бывает. Государственные и независимые эксперты уже давно говорили о необходимости увеличения планки трудового стажа, по достижении которой человек может рассчитывать на страховую часть пенсии, — с 7 до 15 лет к 2025 году. Такой маневр выглядит менее болезненным, а главное, менее заметным в глазах электората.
Между тем Минфин, главной задачей которого является латание бюджетных прорех, до последнего времени стоял на стороне повышения пенсионного возраста — на 6–12 месяцев в год, пока не будет достигнута отметка в 65 лет для мужчин и в 60 лет — для женщин. В результате число пенсионеров должно снизиться на 9%, или почти на 4 млн человек. Такая реформа позволит обеспечить приемлемый уровень жизни пожилых людей, находящихся на заслуженном отдыхе, и сбалансирует бюджетные расходы.
Население встретило такую идею в штыки. Особенно выражали недовольство те, кто планировал выйти на пенсию в самое ближайшее время. Их возмущение выглядело вполне справедливо. Действительно, им фактически предлагалось дольше работать, тогда как период выплаты пособий на старость сокращался. Некоторые скептически настроенные участники диспута полагали, что часть населения элементарно не сможет дожить до пенсии.
Если рассматривать эту проблему в таком ракурсе, то повышение трудового стажа и в самом деле смотрится привлекательней. Подавляющее большинство россиян имеет за своими плечами не менее 35 лет выслуги, что подтверждено записями в трудовых книжках. Для них повышение трудового стажа не несет никаких последствий. Наработка необходимого количества лет станет грузом ответственности более молодого поколения, которое, по мнению чиновников, быстро привыкнет к такому повороту событий.
Тем не менее продолжающиеся разговоры вокруг пенсионной реформы демонстрируют, что власть не теряет надежды найти способ сэкономить на наиболее затратных статьях бюджета. Финансовое обеспечение пенсионеров правительство воспринимает в качестве непосильной ноши. Осенью этого года чиновники приняли решение выделить из Фонда национального благосостояния около 657 млрд рублей на покрытие дефицита ПФР. Но в условиях дефицитного бюджета государству все труднее изыскивать эти огромные миллиарды для пенсионеров.
Не случайно глава Минфина Антон Силуанов заявил, что с 2019 года государство намерено перестать тратить тающие резервы на эти цели. Но сама по себе проблема не рассосется, и дыра в бюджете ПФР не затянется. Поэтому политики продолжают ходить кругами вокруг пенсионного законодательства и подбирают вариант, как относительно корректно снизить нагрузку в этой части бюджета. В любом случае это решение будет непопулярным, потому что так или иначе ударит по интересам граждан.
Впрочем, до президентских выборов конкретного решения государства о способе изменения пенсионной системы ждать не стоит. Владимир Путин занимает по этому поводу нейтральную позицию. В ходе «Прямой линии» в июне этого года, касаясь темы повышения пенсионного возраста, глава государства заметил, что этот вопрос «активно обсуждается, но действовать необходимо крайне аккуратно».
По словам директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, скорее всего, решение о механизме реформы пенсионного законодательства будет отложено до июня будущего года — к тому времени инаугурация президента уже состоится. По мнению эксперта, структура изменений, по-видимому, будет комбинированной и будет носить в себе элементы повышения как пенсионного возраста, так и пенсионного стажа. Что касается социального резонанса, то он будет, как всегда, сглажен обещаниями экономического прогресса, которые власть будет щедро раздавать направо и налево. Ведь чтобы их выполнить, у чиновников будет еще как минимум шесть лет — до следующих президентских выборов.