Зампред правительства, курирующий алкогольную отрасль, распорядился разработать формулу расчета минимальных розничных цен (МРЦ) до конца ноября. Сейчас в России минимальные цены устанавливаются для водки, крепкой ликеро-водочной продукции и игристых вин. Минимум за бутылку водки объемом 0,5 литра составляет в настоящее время 205 рублей, коньяка — 371 рубль, шампанского (за 0,75 литра) — 164 рубля.
Предполагается, что в основу нового механизма расчета цен будут закладываться расходы на производство качественного нефальсифицированного продукта с учетом всех элементов — акциза, сырья, комплектующих, упаковки, зарплаты, а также оптовой и розничной наценки и расходов на логистику. Собственно, сейчас все эти составляющие и так учитываются при расчете МРЦ. Дополнительной «шестеренкой» в механизме могут стать доходы граждан и их пожелания относительно цены алкоголя.
Вместе с тем Хлопонин поручил Минфину и другим ведомствам повысить минимальные цены на коньяк. При этом вице-премьера не смущает, что в последний раз их повышали относительно недавно, в мае 2017 года, на 15%, с 322 рублей. Хотя производителям коньяка этого мало: они считают, что такая цена не освобождает рынок от засилья фальсификата. Объясняют это тем, что рост курсов валют влияет на стоимость сырья, в частности коньячных дистиллятов. По их мнению, хороший коньяк должен стоить не меньше 500 рублей.
Но не только между отраслевиками идут войны за минимальную цену крепкого алкоголя — не могут прийти к консенсусу даже министерства. Например, Минздраву чем больше цена на водку, тем лучше — 300 рублей за бутылку в самый раз. Рост цен в ведомстве считают лучшим способом борьбы с алкоголизацией населения. Минпромторг и Минфин — на другой стороне баррикад. Торговое ведомство считает, что такое подорожание приведет к двум печальным последствиям: сокращению легального рынка и увеличению потребления суррогатов типа смертоносного «Боярышника». В Минфине же мыслят критериями экономической обоснованности, и для них 205 рублей — сбалансированная цена.
«Минимальная цена создавалась для того, чтобы потребитель видел, что покупает. Если он приобрел алкоголь ниже МРЦ, то государство как бы снимает с себя ответственность за распитие такой продукции. Система ЕГАИС значительно изменила ситуацию с контрафактом и в три раза сократила количество отравлений», — прокомментировал идею правительства председатель Союза потребителей России Петр Щелищ. Он считает, что заигрывать с мнением потребителей в этой сфере нужно очень осторожно: они заинтересованы в понижении, а это может привести к новому взлету нелегальной продукции. Поэтому эксперт считает существующий механизм установления минимальных цен правильным.
«У нас нет политики в этой сфере, мы решаем частные вопросы вместо общих. Нужно определиться: мы хотим то ли снизить алкоголизацию, то ли денег с акцизов заработать. Пока наши власти мыслят фискально: считают, сколько получают акцизов, и не считают, сколько теряют от последствий», — сказал собеседник «МК».
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram