Когда-то, а точнее почти ровно 30 лет назад, в августе 1986 года, в «Новом мире» была опубликована статья Николая Шмелева «Авансы и долги». С нее началось постоянно крепнувшее публичное давление на власть, ставшее одним из значимых факторов краха социалистической системы. Авансы — это официальные цели, долги — это настоящее.
Сейчас авансов нет. Никто не обещает даже в отдаленном будущем построения справедливейшего социального строя. Слоган сегодняшнего дня: «Денег нет, но вы держитесь!». Но это не значит, что нет долгов. 20 млн человек, живущих на доходы ниже прожиточного минимума, — это долг государства перед обществом. «Новые нищие» — люди, работающие и получающие зарплату, но остающиеся среди этих 20 млн, — это долг государства перед обществом. Громадная социальная дифференциация, когда, по международным оценкам, менее 10% наиболее обеспеченных россиян владеют 90% совокупного благосостояния (в США на долю 10% самых обеспеченных приходится 78%, в Китае — 73%), — это тоже долг государства перед обществом.
Долги когда-то надо платить. Подтягивание МРОТ до прожиточного минимума — первый и очень скромный платеж. Если он состоится, это не значит, что теперь все начнет исправляться, что лед тронулся. Пенсии, например, в реальном выражении будут продолжать не расти, а сокращаться. Это пока локальный и неуверенный, но все-таки шаг вперед.
Хотя, конечно, он не пройдет бесследно для бюджета, для ценовой и даже общеэкономической динамики. Прожиточный минимум в первом квартале 2017 года установлен на уровне 9909 рублей. С 1 июля 2017 года минимальный размер оплаты труда составляет 7800 рублей в месяц. По данным министерства труда, в настоящее время заработную плату на уровне МРОТ получают порядка 900 тыс. россиян. Только на увеличение их зарплат потребуется 2 млрд рублей в месяц. Но сам Минтруд оперирует другими цифрами: помимо 25 млрд рублей из федерального бюджета в 2018 году потребуется финансирование из региональных и федеральных бюджетов в размере 55,7 млрд рублей, расходы работодателей в реальном секторе экономики на эти цели в 2018 году прогнозируются на уровне 43,9 млрд.
Предположим, расчеты Минтруда верны. Что из них следует? Нагрузку на бюджет переоценивать не стоит. Цены, возможно, получат легкий стимул к росту, но есть и плюс — рост платежеспособного спроса. Самая болезненная реакция возможна со стороны бизнеса. Потому что речь идет о занятых на малых и средних предприятиях, которые в среднем и так с трудом выживают. Или о занятости трудовых мигрантов. И там, и там все происходит на грани света и тени. Тем актуальнее задача выведения на свет любого легального бизнеса. А это прежде всего политические решения в налоговой сфере. Пример задает введение в 2000 году плоской шкалы НДФЛ без каких-либо компенсационных повышений других налогов (что характерно для предлагаемых сегодня налоговых маневров), что сразу привело к удвоению собираемости подоходного налога.
«Состояние нашей экономики не удовлетворяет никого» — так начиналась статья Николая Шмелева. Сегодня помимо экономики (которая может кого-то удовлетворить, но только в будущем времени) никого точно не удовлетворяет социальная разбалансированность нашего общества. Долги государства надо платить.