Постараемся разобраться, в связи с чем экономист делает такие предположения.
Руководитель ВЭБа, Сергей Горьков в начале этого года докладывал Владимиру Путину: «В декабре мы одобрили несколько проектов, таких как Ивановский полимерный завод, к примеру, — по техническому текстилю. В России не было такого завода, большая инвестиция — $500 млн». Действительно, сейчас в стране производства синтетических (полиэфирных) волокон нет. ИПК призван заместить импортное сырье для легкой промышленности, которая и станет основным потребителем продукции. Проект этого завода поддерживает и Ивановский губернатор Павел Коньков и федеральный зам министра Виктор Евтухов.
А вот со стоимостью возведения ИПК происходят странные изменения. Сергей Горьков в феврале называл $500 млн. или порядка 30 млрд. рублей. Хотя в декабре Минпромторг сообщал сумму только 20,4 млрд руб.
Обратите внимание, пишет Кричевский, что «что общая сумма кредита ВЭБа буквально за пару месяцев выросла с 20,4 млрд. до 30 млрд. рублей» При том, что весной 2015 года губернатор Ивановской области Павел Коньков в интервью РИА Новости сообщал: «По актуализированным данным на январь текущего года стоимость проекта составляет 17,7 миллиарда рублей». Инфляция, надо полагать, иронизирует Крический, хотя курс остался плюс-минус такой же.
Договор на поставку оборудования, шеф-монтаж и сервисное техническое обслуживание планируется с Uhde Inventa-Fischer GmbH, входящим в состав фирмы ThyssenKrupp Industrial Solutions. Также СМИ сообщали, что в строительстве примет участие чешская компания Unistav. Кричевский не нашел информации о том, что решение о привлечении иностранных подрядчиков было сделано по результатам тендера.
Кто же является конечным бенефициаром, задается вопросом экономист. Как сообщает «Коммерсант»: «Единственным собственником АО "Ивановский полиэфирный комплекс" (ИПК), по данным Kartoteka.ru, значится Алексей Голубович. В середине 1990-х он возглавлял инвестиционно-банковское управление компании МЕНАТЕП Платона Лебедева, в конце 1990-х — начале 2000-х был директором по стратегическому планированию и корпоративным финансам нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского. В настоящее время господин Голубович является управляющим директором основанной им консалтинговой компании Arbat Capital».
По данным Ведомостей: «Федеральная антимонопольная служба сообщила, что согласовала ходатайство от кипрской «Хонсон менеджмент лимитед» на приобретение 100% голосующих акций АО «Ивановский полиэфирный комплекс». Конечные бенефициары «Хонсон менеджмента» - Сергей Пресняков (с долей около 52%), Алексей Голубович (25,1%), Алексей Прудников (около 15%) и Руслан Кряжев (около 10%), по данным кипрского реестра. Эти лица становятся совладельцами в результате дополнительной эмиссии акций АО «Ивановский полиэфирный комплекс».
Такое расхождение в данных позволило Кричевскому предположить, что Голубович является номинальным владельцем акций. Но самое главное, кредит ВЭБа должен быть выдан не российскому предприятию, а офшору! Эта схема никак не вяжется с "деофшоризацией", провозглашённой правительством.
Кроме того, Кричевского заинтересовало участие в этом проекте Алексея Голубовича, у которого, как он сам сообщает, «пользуясь личным знакомством, недавно попытался неуклюже выяснить подоплеку происходящего, ведь он явно, как мне все больше представлялось, выступает номиналом, только пока непонятно, в чьих-то интересах. Сразу скажу, что ничего не получилось (разглашать подробности не имею права, переписка личная). И да, не обошлось без скрытых угроз. Голубович ни с того, ни с сего вспомнил о «руководителях соответствующих подразделений» упоминаемых организаций, а там «специалисты» свой хлеб даром не едят. В нашей переписке был один крючочек, который и подтолкнул к дальнейшим изысканиям: новоявленный «текстильный» магнат с порога заговорил о «Манделе» (так ближний круг Михаила Ходорковского, куда входит и сам Голубович, называет его). Остальное было делом техники.
«В Чехии имя Ходорковского связывают ещё с одним, кроме Петра Кельнера, бизнесменом - Душаном Новотным, писала «Комсомольская правда», - Очевидно, Новотны обеспечивает интересы Ходорковского в ряде девелоперских проектов компаний Panorama, Unistav Holding и Novodevelop. Все эти компании, согласно данным Чешского реестра юридических лиц, были зарегистрированы в 2015 году. С ними - через Unistav International - также связан крупный чешский холдинг Unimex Group». Как раз Unistav и стал подрядчиком по строительству Ивановского комплекса.
«На взгляд витающего в научных облаках обывателя» ВЭБ фактически финансирует Ходорковского, считает Кричевский. Насколько вскрытые экономистом новые факты, связанные с олигархом и его окружением, соответствуют реальному положению дел, предстоит ещё выяснить. Ивановский полиэфирный комплекс мог бы быть крупнейшим проектом в Российской лёгкой промышленности, но сейчас он пока выглядит как самый скандальный.