Назло кризису
Небольшой ликбез для тех, кто еще не в теме. Квест (в переводе с английского — загадка, головоломка) изначально существовал как компьютерная игра. Основное задание для игрока — выбраться из комнаты, используя спрятанные в ней подсказки. Чаще всего это задачки на логику, своеобразные мыслительные ребусы. Первым перенести игру в реальность придумал японец Такао Като в 2007 году. Следом мысль подхватили в Китае, Сингапуре, Таиланде и США. В Европе первопроходцами стали венгерские программисты, основательно проработавшие идею. Одно время Будапешт даже считался столицей подобного рода развлечений. Именно там зародился жанр «выберись из комнаты».
Постепенно страсть к квестам докатилась и до России. Одним из отечественных пионеров жанра, завоевавшим немалую популярность, стал квест «Клаустрофобия». В 2013 году появились еще две «комнаты»: «Психиатрическая лечебница» и «Советская квартира». Новинки так всем понравилось, что, по словам владельцев бизнеса, вложенные в аренду, ремонт и оборудование 1,2 млн рублей отбились за месяц!
За несколько лет существования в нашей стране этот рынок активно видоизменялся. Быстро открывались новые и столь же быстро закрывались старые квест-румы. Мелкие игроки поглощались более крупными. Сильные закалялись, слабые покидали игровое поле. А посетители за это время, хоть и стали более избирательными, азартный досуг любить не перестали. Уже несколько лет наши соотечественники, блистая смекалкой, выбираются из запертых организаторами «комнат». Не в одиночку, конечно, а организованными группами — чаще всего, человек по 4–8.
Средняя цена за одну игру в столице 5000 рублей. Если разделить сумму на всех участников, получается 500–1000 рублей за час увлекательных приключений.
Как утверждают организаторы этого бизнеса, затянувшийся кризис количество любителей поиграть ничуть не уменьшил. Он лишь повысил уровень проводимых мероприятий, отсеяв низкокачественные, с примитивными сценариями и декорациями. Сейчас владельцы квест-румов вынуждены придумывать более оригинальные сюжеты, чтобы удержать своих клиентов. И им это удается. По данным экспертов, общее количество желающих играть год от года растет, и российский рынок квестов по-прежнему остается очень прибыльным. Его оборот на сегодня оценивается в сумму порядка 6–6,5 миллиарда рублей в год. Примерно половина этой суммы приходится на Москву, десятая часть — на Петербург. Остальное — на регионы, главным образом — на города-миллионники. По предварительным данным, в настоящее время в этом бизнесе участвует около 900 крупных и мелких компаний.
Найти выход из комнаты
«На открытие бизнеса и написание первого сценария у нас с партнером в 2009 году ушло 180 тысяч рублей, — делится эксперт. — Качество, конечно, было не такое, как сейчас, — все-таки тогда мы были в начале пути и все делали на ощупь. Но идею мы опробовали, убедились, что она катит, и дальше начали ее совершенствовать».
Эксперт уверен, что рынок квестов будет и дальше расширяться. Лишь тот его сегмент, что связан с задачками типа «выберись из комнаты», достиг точки консолидации. Все больше таких «комнат» закрывается или объединяется с известными брендами.
«Знаю от коллег, работающих в этом сегменте, что выручки падают, поэтому они активно ищут новые форматы — разрабатывают квесты в виртуальной реальности, пытаются расширить ассортимент услуг экскурсиями и квесториями».
При этом, по словам эксперта, «типовые» сценарии для интерактивных игр не приедаются, а, напротив, набирают популярность и становятся любимыми, как старые добрые фильмы.
«Мы выяснили на собственном опыте, что в разных регионах и странах есть свои особенности восприятия квестов. В Москве и Петербурге хорошо идут комедийные и пародийные квестории. В Казахстане людям нравится чувствовать себя героями известных блокбастеров — Джеком Воробьем, Дракулой и другими — и попробовать переиграть известный фильм. А вот на Дальнем Востоке более популярны детективы: народ здесь любит подумать, собрать улики, расследовать…»
Умные прогулки
Одно из самых развивающихся и набирающих популярность направлений — квесты-экскурсии. Основная цель — познакомить участников с интересными местами города или основными экспонатами какого-либо музея. По словам эксперта Александра Пименова, такие 3D-прогулки с «комнатными» предшественниками роднит только одно: слово «квест» в названии и то, что зарабатывают владельцы на продаже интерактивного продукта.
Все экскурсии компании продаются по единой цене — 1490 рублей. На данный момент их более 50 в 13 городах России. Это цена за группу, рекомендованное количество участников которой 6–8 человек. Получается где-то по 250 рублей на каждого.
«Если говорить о затратах и сроках окупаемости бизнеса, то со стороны всегда кажется, что затраты минимальны, а бизнес — простой и высокомаржинальный, — рассуждает Александр. — Однако не все так однозначно».
Участники используют телефон или планшет с выходом в Интернет, поскольку весь процесс проходит в браузере. Компания использует собственную IT-платформу, которая была создана специально под проект, и работа над ней продолжается без остановок вот уже на протяжении трех лет. Затраты большие, но необходимые — поскольку важен эффективный механизм коммуникации с игроками.
«Значительную долю в «портфеле» наших затрат составляет производство качественного контента, — рассказывает бизнесмен. — На создание одной игры уходит не менее месяца напряженной работы нескольких сотрудников. Все делаем своими силами, поэтому сюда добавляются затраты на командировки. Но все эти затраты оправданны, если на выходе мы получаем качественный продукт, который пользуется спросом».
По словам Пименова, окупаемость каждой игры-экскурсии составляет 1,5–2 года — в зависимости от масштабности проекта и первоначально вложенных ресурсов. А главный конкурент… классические экскурсии по городу, «отбивающие» заинтересованную публику.
Бег на длинную дистанцию
В регионах по-прежнему актуальны старые добрые «комнаты», а экскурсии пока не прижились — в связи с отсутствием спроса. «Сказать, что мы окупились, сложно: большая часть дохода реинвестируется в новые проекты, — рассказывает Илья, работающий в Екатеринбурге. — В общей сложности за два года мы вложили в игры уже более 5 млн рублей, и это без учета аренды помещений. В этом году планируем закончить все строительные работы, а в 2018-м — выйти наконец на окупаемость».
Бизнесмен уточнил, что строительство одного проекта обходится ему с партнерами минимум в 700 тысяч рублей, и окупаются такие затраты в срок от года до двух. По его данным, средний чек в Екатеринбурге ниже, чем в Москве. Вилка оборота по разным играм — от 30 тысяч до 180 тысяч рублей в месяц.
По словам нашего собеседника, год назад в столице Урала был бум на «страшные» квесты, а сейчас основную долю рынка постепенно отвоевывают мультивозрастные приключенческие игры, на которые можно сходить всей семьей. «Мой прогноз таков: в ближайшее время будет востребована интрига, качественный и дорогой антураж, возможность прийти с детьми. Дети сейчас становятся основным двигателем квест-движения. Появится несколько больших центров, и будет существовать от 2 до 5 крупных сетей. Остальные — закроются. Выжить смогут только неформатные проекты, которые ни с кем напрямую не конкурируют и обладают нескончаемым энтузиазмом», — утверждает Илья.
Новичкам в бизнесе он рекомендует не преувеличивать свои силы. По его мнению, сейчас работает «бег на длинную дистанцию». Чтобы вывести на рынок новый игровой бренд и занять определенную долю рынка, надо быть готовым вложить от 5 млн рублей в ближайшие несколько лет и работать без перерыва.
«Если у вас на руках, скажем, 1–2 миллиона, и вы хотите получить небольшой доход, то это также возможно, если вы построите локацию под брендом лидирующей на рынке компании и будете действовать под их чутким руководством», — говорит бизнесмен.
Миллионы для начала
Все наши собеседники сходятся во мнении, что бизнес на квестах стремительно развивается, и свободные ниши есть. Важно определиться с направлением и проанализировать ситуацию в своем городе, чтобы правильно уловить интерес публики. Интернет предлагает множество готовых вариантов за малые деньги. Но «выстрелить» со стандартным набором игр уже вряд ли получится. А удержаться на рынке, запустив компанию с двумя-тремя играми, можно сейчас только в таком городе, где квестов нет вообще.
В настоящее время для раскрутки квеста нужно минимум 2,5 миллиона рублей. Отсутствие больших денег могут компенсировать только сногсшибательные идеи и невероятный энтузиазм. Или покупка франшизы у более известной, брендовой компании. Это будет стоить начинающему бизнесмену где-то 250 тысяч рублей плюс последующие отчисления 10% прибыли. Окупаемость — от полугода.
За одну игру столичные любители головоломок готовы заплатить 3,5–5 тысяч рублей за команду. За день в одной «комнате» можно проводить до 15 квестов. Средняя выручка — 1 миллион рублей, ежемесячные расходы — 400 тысяч рублей. В общем, если постараться, чистая прибыль владельцев бизнеса может составить 600 тысяч рублей в месяц.
Перспектива заманчивая, но изначальные вложения довольно велики. Как и риск «промахнуться» с идеей или ее оформлением. Тогда красивые цифры окупаемости и прибыли из бизнес-планов так и останутся на бумаге.