Формат петербургской встречи, собравшей ряд министров энергетики из стран, подписавших соглашение в ноябре-декабре 2016 года, не предполагал каких-то окончательных решений. Участники лишь «сверяли часы» по поводу того, как выполняется сделка. Тем не менее значение прошедшего саммита не стоит преуменьшать: он состоялся на фоне серьезной озабоченности Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) тем, что соглашение перестало работать.
Напомним, что сделка была направлена на то, чтобы сократить мировую нефтедобычу почти на 1,8 млн баррелей в день (из которых 300 тысяч приходится на Россию). Это требовалось для снижения избыточного предложения на рынке, которое оказывает давление на цены уже три года подряд и вызвало экономический шок в нефтедобывающих странах.
Как заявил в Петербурге министр энергетики РФ Александр Новак, уровень выполнения соглашения о сокращении добычи за шесть месяцев близок к 100% и странам-участницам совместными усилиями удалось убрать с рынка более 350 млн баррелей нефти. Вот только ценам это не сильно помогло.
Первоначально рынок воспринял соглашение «ОПЕК+» с энтузиазмом, и баррель довольно быстро поднялся с $45 до $55. Но в последние пару месяцев случился «откат» — даже несмотря на то, что все участники сделки в конце мая согласились ее пролонгировать еще на 9 месяцев — до конца марта 2018 года.
В настоящее время баррель колеблется в районе $48 и никак не может преодолеть даже весьма скромную отметку в $50. Ясно, что для дальнейшей поддержки цены нефти рынку требуются какие-то новые шаги. Именно в их поиске и заключалась главная интрига петербургского заседания мониторинговой группы.
Ради этого, по информации влиятельного издания The Wall Street Journal, даже досрочно завершил свой отпуск Халед Аль-Фалих, министр энергетики Саудовской Аравии, страны — лидера ОПЕК по добыче. Состояние министра газета охарактеризовала как «очень нервное», сообщив, что накануне он провел интенсивные телефонные консультации со своими коллегами по ОПЕК. А сразу по приезде в Россию саудовский министр поспешил на переговоры с Александром Новаком. Именно Аль-Фалих и Новак председательствовали на петербургской встрече, одной из главных тем которой стало включение в сделку по снижению добычи Ливии и Нигерии. Оба государства — члена ОПЕК, ранее освобожденных от участия в текущем соглашении (из-за предыдущих потерь в результате военных действий и природных катастроф), недавно увеличили нефтедобычу. Судя по прозвучавшим в Петербурге заявлениям, Ливия и Нигерия готовы присоединиться к соглашению, как только достигнут стабильных уровней нефтедобычи.
Кроме того, участники встречи коснулись вопроса о том, как им действовать в отношении сланцевой добычи США, которая остается вне контроля ОПЕК. Производители сланцевой нефти быстро воспользовались ситуацией и увеличили добычу, когда нефтяные цены в прошлом году выросли после соглашения ОПЕК. Как предупреждает агентство Bloomberg, добыча нефти в США за 2017 год может увеличиться приблизительно на 800 тысяч баррелей в день, что делает бессмысленными усилия ОПЕК и его партнеров по стабилизации цен на «черное золото» в диапазоне $50–60 за баррель. При этом, судя по прозвучавшим в Петербурге заявлениям, возможность присоединения США к общему соглашению по-прежнему не рассматривается.
Наконец, один из главных итогов прошедшего в Петербурге заседания: комитет рекомендовал при необходимости продлить условия соглашения и за пределы марта 2018-го — по крайней мере до конца первого полугодия грядущего года.
Что же касается влияния петербургской встречи на текущую цену нефти, то Анна Бодрова, старший аналитик «Альпари», не ожидает того, что баррель сильно сдвинется в ту или иную сторону с нынешнего уровня в $48. Эксперт напомнила о том, что в конце минувшей недели рынок уже пережил три «бычьи» атаки с целью «подкинуть» цену до $50 за баррель, но успехом они не увенчались.
Следующая встреча технического комитета по мониторингу сделки по сокращению добычи нефти (ОПЕК+) состоится 21 августа, сообщил министр нефти Кувейта Эссам аль-Марзук.