Прыгнуть через планку
Ограничить россиян в расчете наличными правительство пытается уже не первый год. Правда, дальше слов дело пока не пошло. «Первые попытки перевести наших граждан на безналичные расчеты предпринимались еще лет 15 назад, когда россияне начали массово получать зарплаты на банковские карты. Но, как показывает практика, половина жителей нашей страны пользуются «пластиком» едва ли не раз месяц. И то лишь для того, чтобы снять наличные», — отмечает руководитель аналитического департамента «Аналитика Онлайн» Глеб Задоя.
Как поясняют эксперты, население не спешит отказываться от бумажных купюр по нескольким причинам. В первую очередь тормозит процесс наша национальная особенность — недоверие. Львиная доля россиян скептически относится к банкам и услугам, которые они предлагают. Справедливости ради необходимо отметить, что настороженность граждан небезосновательна. Только за последние три года Центробанк отозвал лицензии более чем у 300 кредитных организаций, большинство из которых работало по мошенническим схемам — выводили средства за границу и даже списывали средства с вкладов клиентов без их ведома. «Нашему менталитету свойственно иметь заначку на «чёрный день» — наличными в укромном месте. Пожилые люди, у которых государство не один раз экспроприировало сбережения на банковских счетах в процессе многочисленных денежных реформ и деноминаций, предпочитают хранить свои скромные накопления «под матрасом» - у себя дома, в наличной форме» — подчеркивает инвестиционный аналитик Global FX Сергей Коробков.
В числе сдерживающих факторов для безнала - также неразвитая инфраструктура. «Далеко не все организации готовы устанавливать терминалы по приему карт, ввиду дополнительных комиссионных расходов», — поясняет аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.
По словам Глеба Задоя, «даже в Москве иногда можно столкнуться с проблемой расчетов банковскими картами. Что уж говорить о глубинке, где зачастую терминалы для оплаты есть только в супермаркетах. В обычных магазинах их еще надо постараться найти».
Впрочем, в правительстве не теряют надежды все-таки приучить граждан к безналу. В настоящее время в высоких кабинетах обсуждается идея отказа от наличных расчетов при крупных приобретениях. В январе 2017 года в Министерстве финансов предложили установить планку для покупок за наличные средства. Все, что свыше указанной суммы, должно приобретаться исключительно с помощью «пластика», предлагают авторы нововведения. Для начала Минфин планирует зафиксировать лимит в 600 тысяч рублей, а затем постепенно снижать его до 300 тысяч. За нарушение предусматривается штраф на всю сумму сверх лимита. Таким образом, под ограничение может попасть покупка квартиры, дачи, автомобиля, дорогостоящей техники или оборудования.
В своих попытках перевода рублевых расчетов на безнал, российское правительство опирается на опыт других стран. В частности, идея ввести предел для наличных платежей не нова. Подобные ограничения активно используются в Греции, где невозможно рассчитаться бумажными деньгами, если покупка превышает 1,5 тысячи евро. В Италии же лимит еще ниже: здесь за наличные можно приобрести товар не дороже 1 тысячи евро.
Еще дальше в этом вопросе продвинулась Швеция. Центральный банк страны в конце 2016 года сообщил, что планирует и вовсе отказаться от купюр и заменить все расчеты на электронные. «В большинстве развитых стран люди держат в кошельке 3-4 пластиковые карты и несколько бумажных купюр на всякий случай - причем, как правило, не самого высокого достоинства. Бумажные деньги почти полностью вытеснены из товарно-денежного оборота в странах Скандинавии. В Швеции по статистике 92% покупок осуществляется в безналичной форме», — рассказывает Коробков.
Сейчас в Швеции многие магазины вовсе не принимают оплату наличными, билеты на общественный транспорт также можно купить только с помощью банковской карты, а безналичный расчет доступен даже в церквях.
Средство от коррупции
Как поясняет министр финансов Антон Силуанов, переход на безналичный расчет «обелит» российскую экономику и увеличит налоговые поступления в бюджет. «Нам, наверное, нужно все-таки подумать о сокращении расчетов наличными деньгами. Многие страны идут по этому пути... Это очень правильно, поскольку это элемент обеления экономики. За счет этого инструмента можно было бы собрать больше налогов и сделать нашу экономику более прозрачной», — считает глава Минфина.
Заинтересованность Минфина аналитик Сергей Коробков поясняет тем, что «безналичные расчеты позволят правительству максимально контролировать финансовые потоки в стране для дальнейшего налогообложения, а также для предотвращения легализации средств, полученных в результате незаконной деятельности».
В том, что безналичный расчет пойдет на пользу нашей экономике уверен председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков. «Сокращение наличных платежей — это снижение расходов на производство, транспортировку, утилизацию наличных денег. Государству это выгодно. Финансовая емкость банков в этом случае увеличится, потому что они больше смогут кредитовать экономику», — уверен парламентарий.
Однако насильно ограничить платежи до 300 или даже 600 тысяч рублей у Минфина не получится, полагает Аксаков. «Должна быть соответствующая инфраструктура, связь, а без юридической и технической составляющей делать это нельзя. Юридически, например, нужно будет усилить уголовную ответственность за несанкционированные списания. Кроме того, нужно дать возможность быстро возвращать средства, которые списаны», — пояснил он.
Независимые эксперты также относятся к инициативе Минфина скептически. По словам Ивана Капустянского, даже в случае введения планки для наличных расчетов, говорить о полной победе над теневым сектором экономики рано. «Все равно найдутся варианты для проведения подобных операций. Примеры уже есть. В Китае активно начали использовать криптовалюту для переводов денежных средств и даже крупных покупок, а такие есть и в России. При этому государство никак не в силах проконтролировать подобные сделки», — предупреждает эксперт. В результате вполне может сложиться ситуация, при которой правительство добьется перевода финансовых операций на безналичный расчет, но все равно не сможет эти потоки отследить.
Кроме того, как отмечают эксперты, тормозить переход на безнал будет также тот факт, что на сегодняшний день российская экономика устроена таким образом, что мелкий, средний, да и крупный бизнес не сможет существовать без «серой» наличности.
Безусловно, нельзя сказать, что в этом направлении ничего не происходит. Например, продавец обязан сообщать в налоговые органы о всех покупках свыше 600 тысяч рублей. Однако на практике это правило исполняется не всегда не всегда. «Если попытаться полностью остановить оборот наличных средств, то в результате это может привести к коллапсу розничной торговли, строительного сектора и так далее. То есть отраслей экономики, обслуживающих розничных потребителей», — предупреждает Коробков.
Поэтому эксперты советуют начать переход к безналичному расчету с налоговой реформы, повышения доверия бизнеса к государству и максимально широкому проникновению современных технологий банковского обслуживания в регионы. Впрочем, если бизнес еще можно мотивировать, то с населением придется серьезно поработать. Далеко не все наши граждане хотят «светить» свои доходы и расходы. Обязательное использование безналичных платежей может привести к развитию «технологий», способствующих еще большему уходу экономики в тень.
Глеб Задоя уверен, что большинство россиян только выиграют, если государство наложит ограничения на покупки за наличные на сумму от 300 тысяч рублей, но при этом эксперт призывает не педалировать эту тему. Ведь популярность расчетов банковскими картами и так неуклонно растет.
Стимулы для безнала
Российским властям надо создавать не ограничения для наличных платежей, а стимулы для безналичных, считает шеф-аналитик ГК «ТелеТрейд» Петр Пушкарев. Как это должно работать, эксперт пояснил на примере российских автосалонов. Дело в том, что сейчас автосалонам невыгодно использовать при продаже машин «пластик». За эквайринг (прием банковских карт в качестве средства оплаты товара, работ, услуг) салон платит 1,5–1,8% от суммы покупки. Для магазина, который реализует еду или одежду, это не проблема — подобными товарами люди закупаются каждый день. А автомобили позволить себе могут не все, поэтому дополнительные проценты за пользование картами висят на данном бизнесе тяжким грузом.
Пушкарев считает, что для предприятий с небольшим процентом навара необходимы налоговые вычеты и льготы (хотя бы на период в 2–3 года), которые бы компенсировали комиссии за обслуживание платежных аппаратов.
Вообще же все опрошенные «МК» эксперты сходятся в том, что правительству необходимо активнее развивать инфраструктуру. К сожалению, до сих пор в российской глубинке даже банкомат в диковинку, не говоря уже об эквайринге и бесконтактных платежах.
Впрочем, как утверждают эксперты, россияне уже пусть медленно и настороженно, но все переходят на безналичный расчет. «Через каких-то 3–5 лет доля операций населения с использованием «пластика» превысит 70%», — полагает Глеб Задоя. Эксперт уверен, что большинство россиян только выиграют, если государство наложит ограничения на покупки за наличные на сумму от 300 тысяч рублей, но при этом он призывает правительство не педалировать эту тему. Ведь популярность расчетов банковскими картами и так неуклонно растет. По его мнению, постепенный отказ от наличных расчетов происходит сам собой — по мере развития технологий и без специального вмешательства властей.
ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ:
80% россиян называют идею ограничить наличный расчет ущемлением прав, сообщает ВЦИОМ. По словам опрошенных, безналичный способ не всегда удобен и каждый человек должен сам выбирать как расплачиваться за покупки. При этом 17% респондентов считают, что ограничение уменьшит криминал в вопросах взяточничества и неуплаты налогов.
В целом, согласно опросу, 32% россиян всегда расплачиваются наличными, 27% — в основном бумажными деньгами, но порой и банковской картой. Через интернет, с помощью гаджетов расплачиваются 26% опрошенных. И лишь 14% пользуются в основном безналичными способами.
МЕЖДУ ТЕМ:
ЦБ ожидает взрывного роста бесконтактного вида платежей в 2017-2018 годах. «Физический пластик, наверно, умрет через какое-то время. По оценкам экспертов, это время растянулось от 5 до 10 лет. Но сама технология использования карт, ее логика, она перемещается в смартфоны. Она отомрет как технология как таковая»,— прогнозирует заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова.