Не выше инфляции?
В начале этого года, когда на заправках произошел первый скачок цен, чиновники ФАС успокаивали, что рост цен на топливо не превысит официальной инфляции (запланирована на уровне 4% в год). Сейчас, когда текущий год «достиг» экватора, можно говорить, что обещание не сдержали.
Как сообщил Росстат, розничные цены на бензин в среднем по России в мае выросли на 0,7% по отношению к апрелю, до 37,62 руб. за литр. С начала года топливо подорожало на 3,4%. Так, стоимость бензина марки АИ-92 достигла 36,49 руб. за литр (рост на 0,8% к апрелю и на 3,5% с начала года), АИ-95 в конце мая стоил 39,65 руб. за литр (рост на 0,7% и 3,3% соответственно). Дизель повысился в цене чуть меньше — на 0,4% к апрелю и на 2,9% за пять месяцев.
В июне, по оценке Thomson Reuters Kortes, цены на бензин продолжили расти. К 23 июня стоимость АИ-95 в среднем по России выросла до 39,84 руб. за литр, что на 0,55% выше, чем в конце мая.
Однако рассчитывать на то, что в летний сезон отпусков и тем более осенью цены на АЗС устремятся вниз, пока не приходится. При этом производители топлива стараются удерживать розничные цены на низком уровне. По словам аналитика «Финам» Алексея Калачева: «Рынок высококонкурентный, продажи ограничены реальным спросом, а покупательская способность потребителей, мягко говоря, не растет. В этой ситуации продавцы не рискуют задирать цены, не желая, чтобы потребители уходили к конкурентам».
Падающая доходность
Уже не первый год увеличивается разрыв между оптовыми и розничными ценами на бензин и дизель. Это, несомненно, плюс для конечного потребителя, но создает массу проблем для производителей и продавцов топлива, особенно для независимых АЗС. К тому же такое положение дел долго сохраняться не может. «Рост оптовых цен обгоняет подорожание бензина в рознице, которое сдерживается государством, учитывая социальную значимость топлива на АЗС. И в конечном итоге от роста цен страдают не конечные потребители, а производители и продавцы. Рано или поздно темпы роста розничных цен догонят оптовые. По данным Росстата, инфляция в России с начала этого года составила 1,8%. Оптовые цены на 92‑й бензин выросли на 8%, на 95‑й — на 6,4% за этот же период времени», — пояснил аналитик eToro Михаил Мащенко.
Сдерживание темпов роста розничных цен — лишь кажущийся плюс. Экономические законы пока никто не отменял. Заправки, чтобы нормально работать, должны получать прибыль от продажи топлива, но именно с этим сейчас у АЗС возникают проблемы. «Маржа по рознице действительно значительно упала. К примеру, в декабре и январе некоторые заправки продавали бензин дешевле, чем покупали его в мелком опте. Крупные компании выигрывают за счет сопутствующего бизнеса. У мелких такого преимущества нет. На текущий момент розничная маржа дизеля составляет порядка 1%. И такая политика оправданна, потому что розничная цена бензина находится под пристальным вниманием. В свете резкого скачка инфляции и падения реальных располагаемых доходов населения удорожание топлива только еще больше ударит по карману населения. И вызовет ненужные социальные волнения», — пояснила старший аналитик ГК Forex Club Алена Афанасьева.
«В ситуации опережающего роста оптовых цен больше страдают независимые АЗС, стремительно теряющие рентабельность и вынужденные как-то выкручиваться. Вертикально интегрированные нефтяные компании могут более эффективно перераспределять издержки между добычей, переработкой и сетями АЗС», — отметил Алексей Калачев. Именно по этой причине растет количество жалоб на владельцев небольших частных сетей, которые «бодяжат» топливо и незаконно используют известные бренды.
Выгодный экспорт
Естественно, возникает вопрос: как на топливном рынке может возникнуть подобный перекос? Ответ банален и прост. С одной стороны, в этом виновата мировая экономика и падение цен на нефть, а с другой — экономическая политика нашего государства в области налогообложения нефтегазовой отрасли. Причем в этом случае уже встает вопрос о рентабельности не АЗС, а нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). По данным АК Vygon Consulting, в 2014 году маржа НПЗ в России при цене нефти $97,6 была 6,3%, в 2015 году она упала до 1,8%, а в 2017‑м сократилась до нулевого уровня при цене на нефть около $50 за баррель.
Увеличенный налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), повышение акцизов и снижение таможенных пошлин делают для российских нефтедобывающих компаний экспорт нефти более выгодным, нежели переработку и продажу на внутреннем рынке. А если учесть, что большая часть НПЗ и АЗС в нашей стране принадлежит крупным нефтедобывающим компаниям, то при нынешних ценах на «черное золото» внешний рынок выглядит для них более привлекательным. И это притом что налоговый маневр еще не завершен.
«Экспортные пошлины защищают внутренний рынок и стимулируют производство топлива. По мере завершения налогового маневра экспортные пошлины должны обнулиться, и тогда гнать на экспорт нефть, да и топливо тоже, станет выгоднее. Поэтому правительству придется предпринимать какие-то дополнительные меры, стимулирующие внутреннюю переработку», — уверен Алексей Калачев.
Михаил Мащенко: «Желание правительства покрыть убытки от нефтедобычи повышенной ставкой НДПИ и повышением акцизов в нефтеперерабатывающей отрасли привело к тому, что сейчас гораздо рентабельнее экспортировать нефть, нежели развивать производство у нас. Не стоит думать, что эта проблема проявила себя только сейчас. Еще в 2014 году на экспорт шло около 50% всех нефтепродуктов. Ведь экспортеры за счет различного рода субсидий отбивают практически все возможные экспортные пошлины, связанные с вывозом сырья, тогда как нефтеперерабатывающая отрасль не имеет стимулов для модернизации производства и привлечения инвестиций».
Прогноз на август
Положение дел в нефтеперерабатывающей области и розничной продаже топлива пока еще, к счастью, далеко от катастрофического. Но предпосылки для топливного кризиса уже есть. «Пока на внутреннем рынке не ощущается дефицита топлива, потребности в нем удовлетворяются полностью. Мы ведь не видим закрытых заправок или очередей за бензином. Да и цены пока растут не так сильно. Когда мы видим цифры на табло АЗС, то кажется, что бензин стремительно дорожает. Если же проанализировать статистические данные за более длительный период, то бензин в среднем по РФ подорожал с начала года на 4,3% по состоянию на 13.06.2017, а за год, с 14.06.2016, — на 6,5%. Дизельное топливо за это же время поднялось в цене на 2,8% и на 7,6% соответственно», — подсчитал Калачев.
Однако, по мнению большинства экспертов, цены на автозаправках продолжат расти. Несмотря ни на какие усилия правительства по их сдерживанию. Слухи, просачивающиеся в СМИ, о продаже или консервации НПЗ и АЗС, принадлежащих крупным российским нефтедобывающим компаниям, рождаются не на пустом месте. Причем эти же компании активно скупают нефтеперерабатывающие заводы и заправки в Европе и Азии.
Алена Афанасьева: «В большинстве стран нефтяным компаниям выгодно заниматься лишь оптовыми продажами. Большая часть крупных компаний в Европе и США вообще не имеют собственных АЗС. К примеру, в Европе, где очень жесткое антимонопольное законодательство, к управлению розничной сетью привлекают партнеров — дилеров, ретейлеров. Это решает проблему низкой рентабельности и сохраняет стабильный канал сбыта, так как терять покупателей и останавливать заводы никто не хочет».
У нас пока заводы тоже не останавливаются и заправки не закрываются, но неприятные тенденции налицо. По мнению руководителей крупнейших нефтяных компаний, для стабилизации внутреннего рынка требуется более гибкий акциз, налоговые вычеты для НПЗ и переход на налог на дополнительный доход (НДД).
Однако эти предложения сегодня даже не рассматриваются правительством. Поэтому розничные цены на бензин и дизель будут расти. Медленно, но уверенно.