Инициатива создания новой государственной организации, в которой будут аккумулироваться деньги на выплату компенсаций обманутым дольщикам, выдвигалась и раньше, но проваливалась на первых же чтениях из-за давления страховщиков и застройщиков.
Однако прошлым летом был принят первый пакет изменений, а по поручению президента РФ для этих целей создан специальный компенсационный фонд. Его работу и призван наладить новый правительственный законопроект. В нем предлагается внести поправки в норму и взимании с застройщиков в фонд 1% от стоимости строительства многоквартирного дома.
По версии авторов закона, размер взносов должен рассчитываться дифференцировано для каждого застройщика по методике, утвержденной правительством. Однако сама методика в документе не содержится. Недовольство отсутствием конкретики высказали в комитете Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, но это не помешало документу пройти слушание. А лидер ЛДПР Владимир Жириновский, присутствующий на заседании Госдумы, заявил, что для защиты обманутых дольщиков и вовсе не нужно создавать компенсационный фонд.
Правда, Минстрой не смущает множество возникающих вопросов к законопроекту. Глава ведомства Михаил Мень уверен, что новая система надежно защитит права дольщиков. Он пояснил, что поправки вводят требования к уставному капиталу застройщиков: он должен составлять от 2,5 млн до 1,5 млрд рублей. Более мелкие компании или те, кто не заплатит взносы в фонд, к долевому строительству не допускаются. Министр также добавил, что вводимый механизм государственного страхования договоров долевого участия эффективного заработает примерно через год, пройдя переходный период, и вселит уверенность в потенциальных дольщиков.
Инструменты страхования, которые действовали раньше, а именно страхование гражданской ответственности и поручительство банков, законопроект упраздняет совсем. Таким положением дел недовольны страховые компании. Их позиция сводится к опасениям, что компенсационный фонд может стать монопольным регулятором на рынке, а средств в фонде не хватит на возмещение ущерба дольщикам. В подтверждение своих доводов участники отрасли апеллируют к цифрам. Объем компенсационного фонда, по подсчетам Минстроя, составит около 15-20 млрд рублей в год. При средней стоимости постройки дома в 500 млн рублей этих денег хватит всего на 30-50 домов, в то время как сегодня с привлечением средств населения возводятся около 14 тыс объектов, из них проблемными признаны около 700 домов.
Вместе с тем, число банкротств строительных компаний и незавершенных объектов растет, а вместе с ними и количество обманутых дольщиков — за последние два года к их армии в 40 тыс человек присоединились еще 16 тысяч. Что с ними будет, если денег на погашение обязательств перед ними не хватит — в законопроекте пока тоже не прописано, однако в Госдуме уже анонсировали, что законопроект ко второму чтению будет доработан.
Эксперты ВШЭ высказали предположение, что случае нехватки средств в государственном фонде проблемы обманутых дольщиков могут упасть на плечи налогоплательщиков страны. Другое предположение участников рынка: размер взносов для застройщиков может вырасти с 1% до 3-5%. Эта финансовая нагрузка, в свою очередь, может ударить по карманам граждан, которые решат вложиться в долевое строительство. Такую версию на слушаниях высказал председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. «Мы говорим о государственном фонде, то есть гарантии возмещения должны быть, что называется, железобетонные. Когда-нибудь, несомненно, фонд накопит такое количество средств, что сможет покрыть любые убытки, но на первом этапе нет механизма, защищающего фонд в случае, если он закончился», - заявил он.
Следующее рассмотрение резонансного законопроекта назначено на 3 июля. В Госдуме договорились, что до этого времени необходимо провести парламентские слушания с участием всех заинтересованных сторон, в частности, обманутых дольщиков.