МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Бизнес-омбудсмен Москвы: столице нет смысла прессовать предпринимателей

Делать свое дело в Москве стало гораздо проще

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве Михаил Вышегородцев представил мэру столицы Сергею Собянину доклад об итогах работы за 2016 год. О том, тяжелым ли выдался прошлый год для московских предпринимателей, на какие проблемы они жалуются и что предпринимается для улучшения бизнес-климата в городе, столичный омбудсмен рассказал в интервью «МК».

Фото: Из личного архива

— В последнее время развитие технологий породило новое явление — интернет-экономику. Как развивается сфера электронной коммерции в России и какие меры поддержки оказываются предпринимателям, работающим в этой области?

— В связи с тем, что «интернет-экономика» для нашей страны — относительно новое понятие, развитие сферы вызывает множество вопросов, связанных как с нормативно-правовым регулированием торговли, так и с контролем бизнеса. Для их решения мной был создан Экспертный совет по электронным коммуникациям и электронной торговле. В его состав вошли представители ведущих компаний, работающих в сфере развития e-commerce, производителей специализированного оборудования и ПО, электронных торговых площадок и электронных СМИ.

В нашей стране налогообложение в сфере интернет-торговли осуществляется по общим принципам, однако до сих пор нет четкого ответа, должна ли она облагаться торговым сбором, введенным федеральным законодательством для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя как для городов федерального значения. Развитие интернет-торговли способно дать серьезный толчок росту нашей экономики, поэтому требует поддержки на всех уровнях. Для этого мной сделано предложение освободить предпринимателей, работающих в этой новой области, от уплаты торгового сбора, включив электронную торговлю в список видов деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.

— Что делается для решения проблем предпринимателей в целом и каким образом выстроен диалог между бизнесом и властью?

— Для того чтобы понимать, чем обеспокоен бизнес, мы регулярно проводим встречи с предпринимателями. Участие в них принимают как представители бизнес-сообщества, так и представители контрольно-надзорных органов. За прошедший год на подобных встречах, прошедших во всех административных округах Москвы, ответы на проблемные вопросы смогли получить более 1700 предпринимателей. Среди болевых точек, затрудняющих работу бизнеса, отсутствие службы «Одного окна» для бизнеса, о создании которого предприниматели давно просили. Такая служба позволит сократить сроки получения услуг и уменьшить финансовые издержки предпринимателей.

Благодаря подобным встречам удается выявить новые, ранее не рассматриваемые проблемы и «острые места» коммуникации между бизнес-сообществом и государственной властью, сформировать инициативы, касающиеся деятельности различных бизнес-отраслей. В прошлом году правительство Москвы приняло и реализовало 60% инициатив, изложенных мной в докладе за 2015 год. Их реализация способствовала улучшению инвестиционного климата и доказала, насколько важен открытый диалог между бизнесом и государственной властью.

Как уполномоченный по правам предпринимателей я принимаю участие в работе в сфере оценки регулирующего воздействия при подготовке проектов нормативных правовых актов правительства Москвы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов правительства Москвы. В рамках этой работы я рассматриваю проблемы, возникающие во всех сферах деятельности: от медицины до транспорта. Результатом этой работы стали мои предложения, касающиеся порядка получения разрешений на таксомоторную деятельность, безопасной эксплуатации аттракционов в парках Москвы, контроля цен на жизненно важные лекарства, и другие инициативы, в реализации которых давно нуждался бизнес.

По моему поручению созданы Общественные приемные уполномоченного по правам предпринимателей, работающие на общественных началах. Любой столичный предприниматель может получить в них бесплатную юридическую помощь, ознакомиться с возможностями защиты своих прав, получить разъяснения по фактам действий государственных органов Москвы.

Говоря о выстраивании диалога с предпринимателями, нужно сказать, что в прошлом году мне поступило 460 обращений, связанных с проблемами малого и среднего бизнеса, имущественными и арендными отношениями. Наибольшее число обращений касалось проверок, проведенных органами государственной власти.

— Проверки — это больная тема для бизнеса. Планируется ли в Москве ужесточение контроля над предпринимателями?

— Нужно понимать, что власть заинтересована в поддержке бизнеса, потому что его развитие — это в первую очередь развитие страны. Малый, средний и крупный бизнес платит налоги, формирует бюджет. Я бы сказал, перефразируя Александра III, что у России — не два, а три союзника: армия, флот и крепкий бизнес. В задачи власти входит поддержка бизнеса, ей невыгодно его «кошмарить». Поэтому так важна профилактика нарушений, встречи и разъяснения предпринимателям неясных моментов до того, как правонарушение совершено.

Кроме того, нужно помнить, что конечным потребителем продукции, производимой предпринимателями, так или иначе являются жители нашей столицы. Они либо покупают ее, либо пользуются услугами, реализуемыми за счет бюджета, в который поступают налоги бизнес-сообщества. Таким образом, работа надзорно-контролирующих органов, следящих за соблюдением закона, необходима в первую очередь для москвичей.

Однако контроль над бизнесом должен быть обоснован, предприниматель должен иметь возможность работать, а не отбиваться от проверок. Моя задача — обеспечить, чтобы работа надзорных органов находилась в правовом поле, не нарушая интересов предпринимателей. Моя обязанность — восстановить законные права бизнеса, если они нарушены. Налаженное взаимодействие государственной власти и бизнес-сообщества — основа экономического процветания страны и нашего конкурентного преимущества на внешнем рынке.

— Расставлены ли приоритеты в работе московского бизнес-омбудсмена на 2017 год? Каковы ваши основные задачи на ближайший период?

— Одной из главных задач на этот год продолжает оставаться совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность предпринимательства. Не менее важной задачей является регулирование роли влияния контролирующих органов на бизнес. Для этого требуется изменение подхода к проверкам, оптимизация баланса «количество-качество» проводимых мероприятий. Таким образом, среди приоритетов в этом году — реформа контрольно-надзорной деятельности, предусматривающая внедрение классов опасности и категорий риска, ставящая акцент на профилактику нарушений. Проведение реформы позволит добиться новых показателей эффективности, сократить число нарушений прав предпринимателей и обеспечить условия для экономического роста бизнес-сообщества.

Особое внимание будет уделено дальнейшему развитию системы «одного окна» для предпринимателей, которое даст возможность получения госуслуги через Центры услуг для бизнеса, затратив при этом минимум времени и сил. Благодаря системе «одного окна» человек сможет получить не только необходимую услугу, но и консультацию по оформлению комплекта документов и подаче запроса. На базе этой службы будет создана система комплексной поддержки предпринимателей, включающая в себя возможность обращения в финансовые и страховые компании, к поставщику, юристу или нотариусу.

Еще одна задача, решение которой позволит существенно поддержать малое и среднее предпринимательство, связана с преемственностью прав аренды объектов недвижимости, находящейся на балансе города. В настоящее время распространена проблема, когда у бизнеса меняется собственник, и он может столкнуться с трудностями при оформлении прав аренды на помещение, которое использовал предыдущий предприниматель. По факту, покупая готовый бизнес, новый владелец теряет права на помещение, так как договор аренды был заключен с предыдущим арендатором. Решение этой проблемы возможно, если будет обеспечено право получения недвижимости в собственность без проведения торгов, на основании права преемственности. Эта возможность существенно облегчит проведение сделок по купле-продаже бизнеса, снизит затраты покупателя и позволит ему максимально сократить время простоя.

Очевидно, работы впереди предстоит не меньше, чем в прошлом году. Приятно видеть, что она дает результаты, создавая условия для развития людей, предприятий и города в целом.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах