В марте этого года Россия купила американские облигации на сумму $13,5 млрд и довела свои вложения в этот актив почти до $100 млрд. Возникает недоумение: как же так, в стране финансы поют романсы, а мы еще и другим помогаем! Тем более сытым и довольным жизнью американцам. Но все гораздо сложнее. Американские облигации — довольно выгодный инвестиционный инструмент. Покупая эти бумаги, наши чиновники стараются сохранить накопленные государством средства, которые помогут в будущем России выйти из кризиса. Парадоксально, что для оздоровления финансового положения нам приходится идти таким сложным путем и перекладывать деньги из кармана в карман.
В последнее время многие мировые хедж-фонды нарастили инвестиции в американские облигации, так как опасаются скорого обвала фондовых рынков из-за ужесточения денежно-кредитной политики США.
Россия решила держаться тренда и также сделала ставку на эти бумаги. $100 млрд — приличная сумма.
Международные резервы нашей страны составляют $400 млрд. Грубо говоря, четверть российских зарубежных вложений приходится на ценные бумаги нашего главного геополитического антагониста.
В 2014 году происходила обратная ситуация. Россия, скупившая американские облигации на сумму более $160 млрд, решила избавиться от части этих бумаг. Все объяснялось мощным валютным кризисом, в который попала наша страна. За год курс доллара взлетел с 33 до 56 рублей. Чтобы стабилизировать рубль, Банк России продавал международные резервы. Не помогло, и в начале 2016 года доллар вырос до 80 рублей. Выходит, и деньги потратили, и собственную валюту не спасли.
Теперь с рублем все относительно в порядке. Спасибо ценам на нефть, которые накануне встречи ОПЕК в Вене радуют глаз ежедневным ростом на 1–2%.
Тогда что же произошло в марте, когда Россия вновь начала скупать американские облигации? Наиболее горячие болтуны из числа профессиональных патриотов заявляют, что покупка американских облигаций — дань, которую Россия платит США в качестве контрибуции за поражение в холодной войне. Можно даже подумать, что Кремль является марионеткой Запада, а в России действует колониальная экономическая система, высасывающая все соки из страны.
С этим вопросом стоит разобраться. На самом деле Россия и США не находятся в состоянии войны. Вся мировая финансовая система, в создании которой мы изначально не принимали никакого участия, была построена на статусе доллара как единственной мировой резервной валюты и финансировании суверенного американского долга. Россия играет по действующим правилам. США должны всем, но покрывают долги американцев в основном их кредиторы.
Что говорить, облигации США надежны и ликвидны. Собственными такими Россия не располагает. Это аналог наличности, только с инвестиционным доходом. Долларовый кэш нашей стране может потребоваться в различных ситуациях — для поддержания критического импорта, валютных интервенций по укреплению рубля и рефинансирования корпоративных внешних долгов.
Однако у любых облигаций есть риски. Рост процентной ставки ФРС грозит привести к падению котировок таких бумаг. Общая сумма кумулятивного долга США, включая госдолг, долги корпораций и частных граждан, втрое превышает американский ВВП. Это означает, что развитие экономики США кредитуется за счет внешних источников, а размер бюджетного дефицита не сокращается.
Россия в числе других кредитует США. Понятно, что главная задача наших чиновников — сохранить государственные деньги. Они не вкладывают средства в развитие национальной экономики, предпочитая держать их в твердых американских инструментах.
Но насколько безупречны эти облигации? Нельзя забывать печальный опыт России в инвестировании американских ипотечных ценных бумаг. В них мы держали точно такую же сумму — $100 млрд. Финансовый кризис 2007–2009 годов начался с ипотечного кризиса в США, проложив путь последней «великой мировой рецессии». Так что далеко не все в нашем мире незыблемо и надежно. Американские облигации — не исключение. В прошлый раз, после обвала ипотечного рынка США, нашей стране удалось вернуть средства. Получится ли это сделать, если аналогичные неприятности коснутся облигационных займов, не очевидно.
Ясно одно. Покупая такие ценные бумаги, Россия, может, и не вполне осознанно, однако давит на курс российской валюты. Приобретение облигаций является инвестицией в доллары и несет в себе угрозу для рубля. Возможно, нашим чиновникам этого только и надо. Экономический блок правительства выступает за ослабление рублевого курса на 10%. По их мнению, это приведет к оздоровлению отечественного финансово-промышленного сектора. Только какая-то странная терапия получается: лечим свою экономику, а вкладываем деньги в другую.
Впрочем, может быть, элементарно нет другого выхода. Изменить существующую, основанную на долларе и американских облигациях мировую финансовую архитектуру реально только в одном случае. Нужно победить в новой холодной войне и дождаться краха США как флагмана всего западного мира.