«До 1 июля 2018 года мы предлагаем только вина и только пиво. Затем, если мониторинг покажет, что инициатива успешна, ее можно распространить на все алкогольные напитки», — заявил директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазонов, выступая на заседании комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
По его словам, купить алкоголь через Сеть можно будет только до 11 часов вечера. Причем речь идет не об оформлении покупки, а именно о доставке. То есть покупатель должен получить товар до 11 вечера. В момент получения напитка курьер будет сканировать марку на договоре, тем самым фиксируя время доставки.
Кроме того, покупатель обязан предъявить паспорт. Расплатиться за товар он может банковской картой и наличными. Как подчеркивает Сазонов, Росалкогольрегулирование решит ограничить покупку спиртного через Интернет наличными средствами.
Как отмечает член Торгово-промышленной палаты Анна Вовк, сейчас купить спиртные напитки, не выходя из дома, — не проблема. «Большинство торговых сетей, специализирующихся на алкоголе, готовы привезти вам на дом все что угодно. Просто чек пробивают в магазине при передаче товара курьеру, а на сайте не магазин, а просто интернет-витрина. Формально покупку совершил курьер в магазине — закон не нарушен. Да и обход ограничения времени продаж тоже не новость. Можно встретить схемы наподобие «купи зажигалку за 1000 рублей и получи бутылку виски в подарок». Особенности нашего законодательства позволяют находить дыры в законах и обходить запреты», — отмечает эксперт.
Чтобы такого не допустить, Минфин намерен контролировать сайты, которым будет разрешено торговать алкоголем. «Если интернет-торговля будет разрешена, то возникает справедливый вопрос, как это будет администрироваться. Мы пошли по пути, что создаем специальную зону ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система). Имена сайтов в этой зоне может выдавать только Росалкогольрегулирование. Любые иные сайты, которые будут вне зоны ЕГАИС, через которые будет распространяться алкоголь, будут подлежать автоматической блокировке», — рассказал Сазонов.
Однако, по словам экспертов, механизм блокировки недобросовестных интернет-ресурсов сложный. Даже если такой сайт обнаружили, до того момента, как его заблокировать, проходит несколько месяцев. За это время продавцы алкоголя создают другие страницы в Интернете и продолжают спокойно реализовывать товар.
Кроме того, по словам Вовк, «легализация дистанционных продаж не перевернет рынок с ног на голову и не изменит прошлогодний тренд на снижение потребления алкоголя (продажи пива сократились на 3,7%, продажи вина — на 2,3%)». «Главная причина, по которой снижается потребление алкоголя, — нехватка денег у населения. А наибольшую опасность представляет неконтролируемое распространение алкоголя среди подростков. Но статистика говорит о том, что через Интернет алкоголь заказывают более зрелые люди (80% из них старше 25 лет), а 54% заказов приходится на вино», — полагает эксперт.
Вообще у нас на такие вот «легальные» схемы приходится только лишь порядка 30–35 млн бутылок в год, это порядка 1% от общего объема продаж алкоголя. В США, для сравнения, на доли интернет-продаж приходится 40% реализации алкоголя. «Так что у нас легализация дистанционных продаж не окажет значительного влияния ни на цены, ни на потребление. Зато сможет повысить эффективность контроля за качеством продукции», — считает Вовк.