При этом эксперты предупреждают, что система, которая позволит обычным людям отслеживать взаиморасчеты между управляющей компанией и поставщиками услуг, еще нуждается в серьезных доработках. По их мнению, полноценно запускать ГИС ЖКХ в том виде, в каком она существует на сегодняшний день, пока нельзя.
Напомним, система заработала по всей стране с 1 июля прошлого года. А уже с 1 июля 2017 года управляющие компании начнут в обязательном порядке размещать данные в системе. Для нарушивших это правило с
1 января 2018 года введут административную ответственность. Кроме того, если информация о начислениях за услуги ЖКХ вдруг не появится на портале, россияне смогут не вносить за них плату.
«В законе о ГИС ЖКХ есть норма о том, что при отсутствии в системе соответствующих данных за ЖКУ можно не платить», — говорит член рабочей группы по развитию ЖКХ экспертного совета при Правительстве РФ Алексей Макрушин. По мнению эксперта, эта норма может стать причиной больших проблем в коммунальной сфере. Если ГИС не будет работать как часы, начнутся накладки с платежами населения и будут расти долги, утверждает он.
Сейчас же управляющие и ресурсоснабжающие компании массово вносят свою информацию в ГИС и жалуются на плохую работу системы.
«Мы получили массу отзывов от пользователей о техническом состоянии и ошибках системы — на настоящий момент к полноценной промышленной эксплуатации она действительно не готова, — отмечает заместитель исполнительного директора ассоциации ЖКХ «Развитие» Екатерина Бондусь. — Вот характерный пример обращения такой компании в службу техподдержки — система при загрузке в нее информации выдала ошибку, и такая неработоспособность функционала продолжалась 8 дней. После сообщения об устранении неисправности компания попыталась повторно провести загрузку, и снова ошибка повторилась. И эти обращения о том, что техническое состояние системы пока далеко от идеала, идут на протяжении последних полутора лет».
Тот факт, что IT-компоненты системы нередко дают сбои, подтверждают компании, непосредственно работающие с системой. «На текущий момент мы, к примеру, со стороны «Мосэнергосбыта», по заданию которого осуществляем техническую интеграцию с сервисами ГИС ЖКХ, не смогли загрузить даже три дома, — рассказывает директор по разработке информационных систем компании ООО «Интегратор ИТ» Людмила Корнаковская. — Хотя пытаемся провести эти работы с середины апреля, с 26 апреля по 3 мая у нас зафиксирована неработоспособность системы, и 10 мая снова возникла аналогичная ошибка при повторной загрузке. Есть проблемы со скоростью внесения данных и характеристиками по нагрузке».
РСПП недавно направил вице-премьеру Дмитрию Козаку письмо, где подчеркнул, что ГИС ЖКХ пока не готова к применению в качестве платежной и расчетной системы.
В Минкомсвязи назвали претензии представителей бизнеса надуманными, а их недовольство работой системы объяснили тем, что расширение возможностей оплаты коммунальных услуг в системе лишит крупные компании монополии на расчеты через их РКЦ.
Тем не менее, по словам экспертов и участников рынка, сейчас процесс сопоставления оплаты, которую произвел потребитель, с тем, что ему было начислено с учетом всех долгов, условий, перерасчетов, — в ГИС ЖКХ совершенно не отлажен.
«Сейчас в ГИС ЖКХ нужно загружать весь биллинг по миллионам потребителей ежемесячно, — поясняет Екатерина Бондусь. — Установлена обязанность всех поставщиков коммунальных услуг загружать данные платежных документов, потом система по своим алгоритмам сама формирует платежный документ к оплате. Здесь начинаются проблемы и вопросы. Она, например, не учитывает переплаты или задолженности за прошлые месяцы. Сам алгоритм составления платежных документов реализован некорректно».
«Платежно-расчетный функционал ГИС ЖКХ не проработан в должном объеме и выглядит «сырым», — считает Людмила Корнаковская. — Ошибки системы создают риски наступления штрафных санкций, что всех пугает. Процесс необходимо продумать так, чтобы он приводил к действительно реальным результатам».
Кроме того, эксперты утверждают, что платежи, проведенные через систему, доходят до поставщика услуг с большой задержкой.
«По результатам тестовых оплат выяснилось, что задержка поступления платежа может достигать от 4 до 9 дней, — отмечает Екатерина Бондусь. — Основное же время деньги находятся в банке, который обслуживает оператора системы. К каким последствиям могут привести такие задержки: это вызовет огромное количество претензий и жалоб у граждан к поставщикам услуг ЖКХ. Могут возникнуть вопросы по начислению пени, неустоек, невозможности вовремя оформить субсидии на услуги ЖКХ и т.д.».
В свое время идея ГИС ЖКХ возникла для формирования общественного контроля в сфере ЖКХ, чтобы сделать работу управляющих компаний более прозрачной. Предполагалось, что запуск ГИС ЖКХ существенно расширит возможности управленцев и рядовых пользователей. К примеру, можно будет отследить все начисления за услуги ЖКХ, также граждане смогут контролировать качество выполняемых ремонтных работ, видеть все необходимые документы.
Столь масштабную систему, рассчитанную и на обычных граждан, и на представителей власти, и на управляющие компании, создавали комплексно, одновременно работая над разработкой программного обеспечения, формированием нормативной правовой базы и собственно внедрением ГИС ЖКХ по всей стране.
Для этого, в частности, было принято два федеральных закона и 15 совместных приказов Минкомсвязи и Минстроя.
Однако, как это часто бывает со столь масштабными разработками, техническое исполнение проекта оказалось недостаточно качественным, и далеко не все механизмы и функции системы работают должным образом.
На сегодняшний день рынок ЖКХ является одним из наиболее сложных, а проблемы ЖКХ носят не только экономический, рыночный характер, но и социальный. Учитывая эти факты, большинство экспертов сходятся во мнении, что ГИС ЖКХ в своем нынешнем состоянии принесет больше вреда, чем пользы.
Несомненно, потенциал и амбициозность проекта впечатляют, проделана огромная работа. Так, уже сегодня в системе зарегистрировались 74 тысячи организаций сферы ЖКХ, в базу данных внесли информацию о 500 млн платежей за ЖКУ, 33 млн лицевых счетов граждан и почти 11 млн домов. Но чтобы система полностью соответствовала стоящим перед ней задачам, а не стала новым потрясением и очередным вызовом для рынка, требуется более тщательная комплексная оценка ее функционала, более длительный тестовый период, который позволит исправить существующие технические проблемы и сформировать именно тот функционал, который будет удобен, понятен и востребован рынком.