МРЦ в 190 рублей государство установило в июне 2016-го. Практически сразу же эту цену посчитали недостаточной и уже в августе в Минфине заговорили об очередном повышении до 197 рублей. Но до конца года это предложение так и не были приняты. Более того, в декабре появилась информация, что Минэкономразвития, наоборот, предлагает снизить МРЦ со 190 до 136 рублей. А Минпромторг и вовсе выступил с радикальной идеей продавать водку по «минималке» в 100 рублей. Однако все в том же декабре в Роспотребнадзоре заявили: снижение МРЦ недопустимо — это подтолкнет россиян к массовому употреблению алкоголя. А курирующий отрасль вице-премьер Александр Хлопонин заявил, что «этот товар нельзя делать доступным».
Соответственно, в 2017 году ценовой маятник качнулся уже в другую сторону, и Минфин объявил, что готов увеличить МРЦ до 219 руб. После чего в процесс ценообразования опять включился вице-премьер Хлопонин, и в публичное пространство были вброшены новые цифры: «минималка» будет в диапазоне 205-210 рублей. Еще пару месяцев подковерных дискуссий потребовалось властям для того,чтобы определить к какой именно из границ этого коридора «прибить» злополучную поллитровку. Оказалось — к нижней.
Разумеется, все эти метания вокруг минимальной цены водки — не случайны. Слишком много интересов завязаны на обычной поллитровке. С одной стороны, есть производители алкоголя, которым необходимо удерживать рентабельность в условиях регулярного повышения акцизов, роста цен на сырье и тарифов на электричество. Минфин именно этими причинами и мотивирует нынешнее повышение МРЦ. И финансовое ведомство понять можно: оно заинтересовано в максимальном пополнении бюджета, в который производители алкоголя вносят свой немаленький вклад. Так что, вроде бы понятно, что государство в лице Минфина должно им «подыгрывать».
Но и у правительства есть и другие ведомства с совершенно иными целями и задачами — например, Минздрав, отвечающий вовсе не за доходы бюджета, а за здоровье нации. А этому самому здоровью весьма очевидным образом угрожают массовые отравления, как в громкой истории с печально знаменитым «боярышником». А люди травятся суррогатами потому, что у них не хватает денег на легальные спиртные напитка. И рост МРЦ только усугубит эту проблему.
Но, с другой стороны, есть продавцы алкоголя - их продажи на фоне никак не желающего кончаться экономического кризиса падают и повышение «минималки» грозит еще больше ударить по их доходам.
Наконец, есть рядовые потребители, большинство из которых вовсе не алкоголики и не опустившиеся любители «боярышника». Для них рост МРЦ на 15 рублей — новый и малоприятный удар по кошелькам на фоне и без того снижающихся третий год подряд реальных доходов.
В общем, без поллитры в таком клубке интересов не разберешься. Правительство вот попыталось, и своеобразной равнодействующей всех этих сил стала нынешняя цена в 205 рублей. Беда заключается в том, что по большому счету этот «компромисс» никого не устраивает. Росстат фиксирует, что за минувший год продажи спиртного в стране снизились на 2,4% - прежде всего, из-за роста цен на алкоголь, которые теперь станут еще выше. Эта отрицательная динамика вряд ли порадует производителей и продавцов водки, недосчитавшихся барышей, а также государство, собирающее с них налоги.
А вот для производителей 205 рублей — мало. Дабы легальные заводы могли работать себе не в убыток, им требуется, согласно расчетам Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя, минимальная цена водки в 225-250 рублей.
Зато вроде бы праздник пришел на улицу Минздрава, по данным которого за последний год потребление россиянами спиртного немного снизилось - на 0,2 литра на человека в пересчете на абсолютный алкоголь (до 10,3 литра за год). Но праздник этот — «со слезами на глазах», о чем нагляджно свидетельствует все та же трагическая история боярышника с многочисленными человеческими жертвами. «Наш народ очень стабилен в плане покупок алкоголя. И в действительности, скорее всего, меньше за прошедший год не выпили. Просто перешли с нормального алкоголя на настойку боярышника. И еще был зафиксирован бум продажи самогонных аппаратов», — пояснил президент исследовательского холдинга «Ромир»Андрей Милехин.
Что же получается? Производителям МРЦ в 205 рублей — не достаточен с точки зрения обеспечения рентабельности их производства, для нормальных потребителей — это новый удар по их и без того отощавшему кошельку, для ненормальных — лишний повод снова обратиться к «боярышнику». Да и для государства минусов больше, чем плюсов — легальные продажи водки упадут, равно как и поступления с них в бюджет, зато теневой рынок алкоголя опять вырастет. Выигравших от ценового «компромисса» попросту нет.
Очевидно, что для кардинального решения водочной проблемы государству требуется сделать какой-то решительный шаг. Либо резко поднять цену поллитровки, сделав ее малодоступным товаром и законодательно запретив при этом все «боярышники». Либо, наоборот, резко снизить цену на легальный алкоголь, чтобы люди невысокого достатка не искали суррогатов, а спокойно покупали безопасную водку в магазине. Какой из этих двух путей правильный — без поллитры не разберешься.
Беда в том, что, похоже, не может с этим разобраться и правительство с кучей заинтересованных, и, очевидно, считающих себя компетентными ведомств. В результате принимается нынешнее решение по минимальной цене водки: это классический вариант «и нашим, и вашим», который на поверку — ни тем, ни другим.