Логика инициативы законодателей по жесткому регулированию торговли заключается в следующем. В последнее время крупные игроки фактически монополизировали розничный рынок, причем, не только в крупных городах, но и в глубинке. Сетевые гиганты душат малый бизнес и выдавливают его из привлекательных для коммерции площадок, тогда как сами снимают сливки и бьют по карману покупателей, назначая в своих магазинах заоблачные цены. Ритейлеры подкладывают свинью и производителям, бесстыдно повышая премиальные за увеличение сбыта товаров.
Но свет в конце тоннеля разглядеть еще не поздно. Умерить аппетиты сетевиков, по мнению парламентариев, можно за счет внедрения строгого трудового графика, а конкретно — запрета на круглосуточную торговлю и работу по воскресеньям. Такие меры позволят развить магазины шаговой доступности. Возрастет здоровая конкуренция, а потребители получат возможность выбирать, где и когда получше и подешевле затовариваться.
Как оказалось, эта, на первый взгляд, благая и рациональная идея не нашла понимания у правительства. Аркадий Дворкович углядел в ней нарушение интересов граждан и назвал избыточным дополнительное регулирование работы гипермаркетов. «Мне все равно, «у дома» магазин или нет. Если людям удобно, чтобы магазин был открыт круглосуточно, значит, лучше, чтобы он был открыт круглосуточно», — полагает Дворкович.
Также считают и в Минпромторге. Как заявил замглавы ведомства Виктор Евтухов, «поздняя работа магазинов в России и возможность купить продукты за пределами светлого времени суток и в выходные — безусловное конкурентное преимущество для потребителей. Лишение граждан такой возможности, помимо ущерба экономики, очевидно сделает потребительскую среду менее комфортной».
Междусобойчик законодательной и исполнительной власти налицо. И, судя по всему, он перерастет в масштабные разногласия. Так, чья же позиция наиболее привлекательней — тех, кто усмиряет разбушевавшихся сетевых исполинов, или тех, кто видит в этих мерах корень зла.
С одной стороны, практика, которую предлагают внедрить в нашей стране представители СовФеда, существует во многих развитых государствах. По словам председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, жесткое регулирование бизнеса крупных ритейлеров есть и в Германии, и во Франции. Причин для координации графиков работы торгового сектора в этих странах достаточно много. Правда, они не всегда направлены на поощрение малого бизнеса. В частности, запрет на работу по выходным может быть обусловлен религиозными и светскими соображениями. Кто-то, не только покупатели, но и сотрудники магазинов, по воскресеньям традиционно ходят в церковь. Другие — посещают театры, выставки, ездят к родственникам, устраивают семейные обеды. «Они не хотят лишать себя возможности делать все это. В таком случае ограничения работы крупных магазинов, где работает большое количество персонала, оправданы», — считает Янин.
Впрочем, положив руку на сердце, утверждать, что в России много правоверных, строго придерживающихся религиозных догматов, или тех, кто не может прожить без еженедельных культурных мероприятий, вряд ли будет уместно. Тогда как количество тех, кто работает от «рассвета до заката», исчисляется миллионами. Для них поход в магазин после одиннадцати вечера — не прихоть, а единственная возможность купить все самое необходимое для достойного существования. Речь идет не только о продуктах. Предметы гигиены, хозяйственные и бытовые товары, парфюмерия, химия, косметика — найти такой широкий выбор в магазине «на скорую руку» невозможно. В лучшем случае, придется довольствоваться слипшимися пельменями и влажными салфетками. Чтобы обеспечить себе излюбленный рацион, пополнить запасы зубной пасты, шампуня или туалетной бумаги, придется все равно идти в «гипер» или «супер». Причем, скорее всего, в выходной. А это и дополнительное время в очередях, дорожные пробки, лишние нервы и отсутствие полноценного отдыха.
«Запреты и ограничения ставят палки в колеса не ритейлерам, а покупателям. Развитию малого бизнеса они не способствуют. Не каждый торговец средней руки будет кардинально расширять ассортимент и отвечать требованиям по качеству товаров», — рассуждает доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Светлана Стерхова. Да и работать по ночам согласятся не все — ночная выручка, если вопреки всему не продавать алкоголь, не окупит затраты на наем новых сотрудников и охранников. Придется повышать цены, а это также не станет плюсом для потребителей. Так что, у выступивших с этой идеей сенаторов стоит поинтересоваться, как часто они бегают по ночам в палатки и безымянные лабазы, а если делают это регулярно, то что там покупают.