Законопроект, обязывающий территориально сетевые организации (ТСО) начать с июля текущего года ввод по всей России системы интеллектуального учета электроэнергии smart metering, был разработан Минэнерго и уже получил одобрение в правительстве. Документом предусмотрен вывод из эксплуатации старых счетчиков энергии. Цель внедрения упомянутой системы — контроль над неплательщиками и снижение энергетических потерь из-за хищений.
Напомним, что госпрограмма «Энергосбережение и повышение энергоэффективности до 2020 года» была утверждена правительством еще в 2010 году, когда главой государства был Дмитрий Медведев. Тогда он говорил: «Наша цель — повысить к 2020 году энергоэффективность экономики на 40%. Эта цель реалистична и достижима, я в этом абсолютно уверен». Программа предусматривала ежегодную экономию средств от ввода интеллектуальных приборов учета электроэнергии — до 8−9 млрд рублей.
Но за счет чего должна произойти желанная экономия? Минэнерго утверждает, что личные средства жителей не будут задействованы в реализации перехода на smart metering, деньги будут черпать из внетарифных источников. «Тарифные органы, политическое руководство говорят, что за счет тарифов больше ничего не делайте, и так его задрали выше крыши, — объясняет идею законотворцев президент Ассоциации энергосервисных компаний и производителей приборов учета Борис Портянкин. — Для изыскания таких источников будут привлекаться внешние инвестиции». Он подчеркнул, что денежное участие рядовых граждан исключать нельзя. «Все равно тарифы растут. Это происходит постоянно. Энергосервисного договора нет, а без него осуществить внедрение технологии без помощи жителей невозможно», — сказал «МК» Портянкин.
И даже несмотря на такую перспективу, эксперт видит больше положительных моментов в системе smart metering, нежели отрицательных. Да, один такой счетчик с установкой под ключ стоит 14,2 тыс. рублей. Чтобы проект окупался, цена на данные устройства должна возрасти до 23–28 тыс. рублей. Издержки могут распределить между потребителями. Однако ввод интеллектуальной системы учета позволит отключать неплательщика от энергии дистанционно. «Если вы, например, задолжали за «коммуналку», за квартиру, вам вырубят энергию, не подходя к вашему счетчику. Это больше всего привлекает наши ресурсоснабжающие организации, — отметил специалист. — Граждане получат экономию, это действительно так. Поскольку теплопотери в сетях станут меньше. До сих пор практически все средства, которые выделялись на сети, на учет, разворовывались. Сейчас вложенные в проект деньги инвесторов будут контролироваться на правительственном уровне».
Смысла в массовом внедрении smart metering по всей России не видит Валерий Дзюбенко, заместитель директора ассоциации «Сообщество потребителей энергии». «Это необходимо тем территориям нашей страны, где есть проблемы с качеством учета, с большими потерями энергии, — рассказал он, подняв при этом вопрос прозрачности самих расчетов. — Сегодня обязанность по установке счетчиков возложена на потребителя, если при переходе на интеллектуальные приборы учета она достанется сетевой организации, будет ли у жильцов доступ к данным счетчиков — не ясно».
Что же касается внедрения энергоэффективных технологий, есть еще один немаловажный момент, который ставит под сомнение смысл этой затеи. Как инициаторам проекта удастся привлечь сторонние инвестиции, чтобы не пришлось лезть в карманы граждан, если законопроект отчасти противоречит законодательству? Например, из Жилищного кодекса следует, если прибор учета принадлежит потребителю электроэнергии, и он имеет полное право самостоятельно выбирать — менять ему счетчик или нет. В случае же, если жильца заставят перейти на smart metering, эту процедуру может оспорить ФАС.