Поправка, которая разрешает россиянам, включенным после 1 января 2014 года в санкционные списки и вынужденным теперь постоянно жить в России, объявлять себя налоговыми резидентами других стран, полторы недели назад неожиданно была внесена в законопроект, первоначально не предполагавший ничего подобного. Автором поправки значился глава думского Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров («ЕР»).
Во втором чтении в прошлую пятницу законопроект был принят голосами беспрекословных единороссов. В третьем — тоже: 322 «за», 85 «против», 1 воздержавшийся. При этом ни один из представителей «партии власти», кроме того же Андрея Макарова, за последние дни ни разу не выступил публично в защиту принятого документа.
Такое бывает, если не принять «Единая Россия» не может, а принимать не сильно хочет.
В зале заседаний 22 марта лидер ЛДПР Владимир Жириновский напомнил, что те, кому «оказывается материальная поддержка», — самые богатые граждане страны, и задал риторический вопрос: «У них вообще есть совесть?».
И г-н Жириновский, и представитель КПРФ Валентин Шурчанов предположили, что закон обещает возврат из бюджета уплаченных с 2014 года налогов тем, кто объявит себя резидентами других стран, живя в России.
Г-н Шурчанов вспомнил про пенсионеров, которые «по всей стране» выходят на акции протеста против сокращения социальной помощи. «Нечестным, неверным и несправедливым» назвал закон и Олег Шеин («СР»): от санкций страдают все россияне — те, кто «и на неделю в течение года за пределы РФ не выезжает, переплачивая за продукты питания». (Цены на продукты питания стали расти ускоренными темпами после введения Россией контрсанкций.)
Г-н Макаров увидел в выступлениях КПРФ, «СР» и ЛДПР «элементарный дешевый популизм». Единоросс в очередной раз повторил, что российский бюджет «не потеряет ни копейки», а цель закона — «создать механизм, который позволит государству защищать интересы своих граждан», попавших под политические санкции: они, мол, не могут решать проблемы с двойным налогообложением в соответствии с международными договорами, как это делалось в докрымские времена…
Что же на самом деле приняли депутаты?
Налоговый кодекс считает налоговыми резидентами РФ тех, кто проживает в России не менее 183 дней в году. Налог с доходов физических лиц платят и резиденты РФ, и те, кто резидентами не являются.
Но резиденты обязаны платить и с доходов, полученных в России, и с доходов, полученных за рубежом, а нерезиденты — только с доходов, полученных в России.
Значит, невыездные резиденты, объявив себя нерезидентами, будут впредь платить в российскую казну НДФЛ лишь с доходов, полученных в России. Правда, 30% вместо 13%…
Это первое.
Если у России есть договоры об избежании двойного налогообложения с какой-то страной (а они есть с большинством мало-мальски привлекательных для бизнеса стран), то резидент, подав декларацию о налогах, уплаченных за рубежом, может получить частичный зачет.
В широком доступе не удалось обнаружить упоминания о каких-то проблемах с действием договоров об избежании двойного налогообложения после введения ЕС и США санкций против ряда российских граждан. Ни одного конкретного примера не было приведено и в Госдуме. Значит, можно предположить, что договоры работали. То есть риск заплатить налоги дважды (и в России, и в какой-то другой стране) — пока чисто гипотетический.
Это второе.
Став нерезидентом, подсанкционный россиянин будет выведен из-под действия вступившего в силу в 2015 году «антиофшорного» закона о контролируемых иностранных компаниях (КИКах): подавать российским налоговым органам сведения о таких своих компаниях и крупных пакетах акций за рубежом он больше не обязан.
Это третье.
Да, есть соглашение Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) об автоматическом обмене налоговой информацией, которое Россия подписала и ратифицировала (в отличие от США). Оно должно полноценно заработать с 2018 года. Но из условий этого соглашения следует, что в ФНС России будет поступать информация только о банковских счетах в других странах резидентов РФ, подтвердила «МК» вице-президент Transparency International Елена Панфилова. По словам эксперта, «система еще не отработана, и когда она станет по-настоящему работоспособной, сказать трудно — опыт показывает, что многосторонние международные договоренности почти всегда реализуются не столь оперативно, как хотелось бы».
Это четвертое.
Остается лишь гадать, кто из попавших под санкции настолько влиятелен, что в состоянии организовать принятие парламентом, поддержку правительством и подписание президентом сомнительного закона, который призван защитить его, невыездного, персональные интересы от виртуальных, а не реальных рисков.
Правительство еще не объявило, включенные в какие именно санкционные списки граждане смогут воспользоваться «подарком» законодателей. Но человек этот, безусловно, должен быть бизнесменом: чиновники, военнослужащие, политики и главы госкорпораций не могут быть нерезидентами РФ, владеть активами и счетами за рубежом им запрещено…
Тут-то и всплывает фигура Геннадия Тимченко, который до Крыма был налоговым резидентом Швейцарии, а сейчас включен в санкционный список США. В отличие от миллиардера Аркадия Ротенберга (есть в списке ЕС) он не заявлял о том, что пользоваться предоставленной возможностью не будет.