С каждым днем мониторинги Росстата о состоянии российской экономики и социальном положении граждан становятся все более неутешительными. Еще месяц назад ведомство рапортовало о выходе страны из рецессии и высоком росте промышленности. Теперь же, по итогам февраля, Росстат демонстрирует противоположную картину и сообщает о снижении этих показателей. Индекс промышленного производства упал на 2,7%, что стало антирекордом за все время кризиса. А реальные доходы россиян в феврале снизились на 4,1%.
Резкая смена полярности в отчетах Росстата вызвала недоумение и гнев со стороны экономического блока правительства. Глава Минэкономразвития Максим Орешкин назвал статистику федеральной службы «нерепрезентативной», то есть не способной дать объективного представления о рассматриваемом вопросе.
Раздражение кабинета министров, вызванное мониторингами Росстата, можно понять. В последнее время ведомство постоянно запаздывает с публикацией отчетности, а также периодически пересчитывает и уточняет данные. Причем доводы, которыми Росстат оправдывает сбои в работе, далеко не всегда убедительны. Так, трехдневную заминку с публикацией январской промышленной статистики служба объяснила сменой методологии подсчета. Вину за аналогичную задержку в феврале Росстат возложил на техногенные факторы, а конкретно на разрыв кабеля в коммуникационных сетях, обеспечивающих связь межрегионального центра с территориальными органами.
Недовольство работой Росстата, которое выражает правительство, грозит привести к потере ведомством кредита доверия со стороны вышестоящих чиновников. Более того, уже ведутся разговоры о переводе статистического ведомства из прямого подчинения кабинету министров под контроль Минэкономразвития, в структуру которого Росстат уже входил — с 2008 по 2012 год. Ряд чиновников считает, что это изменит к лучшему ситуацию с качеством статистических данных.
Однако эксперты уверены, что это будет ложным и необдуманным решением. По мнению директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, аналогичные организации, действующие в большинстве развитых стран и специализирующиеся на государственной статистике, являются независимыми и не входят в министерские структуры. Относительно независимое положение, полученное Росстатом 5 лет назад, стало заслугой Организации экономического сотрудничества и развития, которая рекомендовала России пойти на такой шаг.
«Это было движение вперед, выход на новый уровень, близкий к экономически развитым государствам. Сейчас мы видим обратную тенденцию. Причем по совершенно неоправданным причинам. Сравнивать промышленные показатели нашей страны февраля 2017-го с аналогичным периодом 2016-го некорректно. В прошлом году в этом месяце у нас было на два рабочих дня меньше. Кстати, в январе 2017-го, когда на один рабочий день было больше, Росстат зафиксировал промышленный рост», — говорит Николаев.
Эксперт обращает внимание на один интересный факт. Когда Росстат публикует оптимистическую статистику о росте российской экономики, руководящий состав правительства не высказывает нареканий к ведомству. В ситуации, когда статистика говорит об обратном, чиновники подвергают Росстат жесткой критике.
«Получается, что правительство прессингует статистическую службу за регресс экономики. Будто бы Росстат должен отвечать за ошибки и просчеты, допущенные другими ведомствами. Если правительству нужны непредвзятые и справедливые данные, которые объективно отражают существующее положение, то Росстат должен сохранять независимость. Если чиновники хотят надеть «розовые очки» и получать только позитивную информацию, то статистическая служба ее будет предоставлять, стоит ей только намекнуть. Однако это будет скорее погружение в иллюзорный мир, бумажную борьбу за результат, а не прогрессивный подход к экономическому развитию», — отмечает Игорь Николаев.
Читайте материал: "Названы самые бедные и «смертные» регионы России: статистика бьет тревогу"