Тема членства России в ОПЕК хоть и не получила развития, но возникла сейчас явно не случайно. Дело в том, что на конференции в Хьюстоне 13 стран ОПЕК, в конце ноября 2016 года взявшие на себя обязательства по сокращению добычи нефти, сверяли позиции с 11 независимыми производителями «черного золота», присоединившимися к соглашению в начале декабря. В кои-то веки Россия и ОПЕК выступают в одной упряжке, пытаясь совместно не допустить нового обвала цен на «черное золото».
Судя по всему, пока стороны довольны друг другом. Поэтому российский министр Александр Новак заявляет, что «наше взаимодействие со странами-экспортерами на данном этапе показало то, что есть необходимость и целесообразность взаимодействия стран с точки зрения кооперации, с точки зрения развития новых технологий».
Министр энергетики РФ уточнил, что ранее из-за отсутствия координации с ОПЕК мировых нефтепроизводителей отрасль недополучила около 500 млрд долларов инвестиций. Сейчас Москва, по словам Новака, выполнила договоренности на 50% и ожидает сокращения объемов производства на 200 тыс. баррелей в сутки уже в марте.
А глава ОПЕК Мухаммед Буркиндо со своей стороны оптимистично ожидает, что процент выполнения соглашения по сокращению уровня добычи сырья странами картеля будет расти и в марте. И это притом что по итогам февраля страны — члены картеля в феврале выполнили соглашение на 94% от плана, а другие страны-экспортеры — на 50%. Напомним, что договоренность предполагает убрать с рынка 1,8 млн баррелей в сутки в течение полугода (1,2 млн берут на себя участники картеля, 0,6 млн — все остальные во главе с Россией).
Правда, оптимизм генсека ОПЕК в отношении России разделили далеко не все участники конференции. В частности, министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих заявил, что Москва сокращает добычу медленнее, чем это было запланировано. По мнению саудовского министра, не только Россия, но и другие страны — участницы договоренностей по снижению нефтедобычи «используют» Эр-Рияд, который превышает свои обязательства. «Но мы терпеливы, посмотрим, где мы будем к маю», — отметил аль-Фалих.
Сейчас, как отмечают международные аналитики, представители ОПЕК совершают «вербальные интервенции» практически на каждом публичном мероприятии, намекая на продление соглашений и выражая уверенность в том, что сотрудничество между картелем и 11 странами распространится на долгосрочную перспективу.
По мнению замдиректора аналитического департамента «Альпари» Анны Кокоревой, у России и у стран ОПЕК в настоящее время общая цель — чтобы нефтяные котировки в обозримом будущем доросли до $60–65 за баррель: это выгодно для экономик всех стран — экспортеров «черного золота». «Впрочем, если цены надолго установятся на уровне нынешних $55 за баррель, то и это будет неплохо. По крайней мере бюджет России, рассчитанный на среднюю стоимость барреля в $40, такую цену выдержит», — утверждает эксперт.
В то же время аналитики считают, что у нашей страны нет никаких стратегических резонов вступать в ОПЕК, где первую скрипку традиционно играет Саудовская Аравия. Между тем именно с этой страной Россия конкурирует за лидерство на мировом рынке нефти.
Кроме того, напоминает управляющий партнер RusEnergy Михаил Крутихин, в предыдущие годы ОПЕК полностью дискредитировал себя в качестве картеля, допустив, в частности, двукратный обвал цен на нефть в конце 2014 года. К нынешним же договоренностям о сокращении добычи и поддержании стоимости барреля страны-производители, по мнению экспертов, пришли с большим опозданием, допустив сползание своих экономик в кризисы разной степени тяжести.