Детали повышения газовых тарифов для Белоруссии раскрыты в письме зампреда «Газпрома» Валерия Голубева в Минэнерго России. В новую цену помимо непосредственно стоимости газа заложены расходы на транспортировку и хранение «голубого топлива». В результате подсчетов монополия пришла к выводу, что действующий тариф в $132 необходимо увеличить практически на $10.
Официально эту позицию представители как российской, так и белорусской стороны не комментируют. Однако очевидно, что тем самым Москва усиливает давление на Минск с целью выбить из Белоруссии долг за предыдущие поставки, который в настоящее время превышает $550 млн. Погашать эти обязательства Минск пока не собирается, мотивируя это тем, что «Газпром» утверждал ценовую политику в одностороннем порядке, не согласуя свою позицию с белорусской стороной.
Разногласия относительно газового вопроса переросли в настоящую энергетическую войну между двумя государствами. Минск увеличил цены на транзит российской нефти по своей территории в Европу, в ответ на что Москва сократила объем поставок «черного золота» белорусской стороне.
К общему знаменателю переговоры по этой проблеме пока не пришли. В принципе, как считают эксперты, «Газпром» обоснованно настаивает на повышении тарифов на свое сырье. Цены на газ привязаны к нефтяным котировкам, которые заметно выросли после заключения соглашения между ОПЕК и независимыми производителями о сокращении добычи. Кроме того, Россия продает Белоруссии газ дешевле, чем Европе. Как недавно заявил «Газпром», стоимость его поставок в страны Старого Света в этом году вырастет примерно на 10% до $180–190 за тысячу кубометров, что гораздо ниже предлагаемой Минску отметке в $141.
Также, по словам замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, вопреки заявлениям Минска, произведенный «Газпромом» расчет цен основан на параметрах российско-белорусского соглашения, поэтому нельзя говорить об одностороннем желании монополии увеличить расценки. «В данном случае наша страна будет жестко отстаивать требование погасить накопившиеся у Минска долги. Никто не собирается отключать Белоруссии газ, но обязательства последней по этому вопросу растут с каждым днем, и Белоруссии стоит задуматься, к каким последствиям это может привести», — отмечает эксперт.
Вместе с этим, как полагает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев, нюансы энергетического сотрудничества Белоруссии и России необходимо рассматривать в совокупности с другими экономическими отношениями государств. «Речь идет о доступе белорусских товаров на российский рынок, контрабанде санкционных товаров в Россию через Белоруссию, ввода единой валюты и так далее. Как вариант, можно обсудить создание совместного нефтегазового предприятия. Белоруссия могла бы внести в него свои нефтеперерабатывающие активы в Мозыри и Новополоцке, а Россия — предоставить доступ к энергоресурсам», — отмечает аналитик.
Впрочем, решения этой проблемы вряд ли стоит ожидать в краткосрочной перспективе. По мнению президента Института энергетики и финансов Владимира Фейгина, этот вопрос касается не только экономической, но и политической составляющей. Минск добивается более низких цен на газ. И делает это всеми возможными способами — демонстративно объявляя о переориентации на Запад или говоря о возможности обойтись без российских энергоресурсов. Однако все это по большому счету только словесные интервенции.
Другое дело — реальные соглашения. «Аспекты снижения цен на газ отражены в проекте интеграции России и Белоруссии в Союзное государство. Предполагается, что окончательно цены сравняются только в 2025 году. Александру Лукашенко необходимо подождать до этого момента. Отстоять свою позицию посредством споров в хозяйственной плоскости у него вряд ли получится. Тогда как Россия располагает всеми самыми убедительными аргументами заставить Белоруссию платить по оговоренным тарифам», — полагает Владимир Фейгин.