Инфляцию в России победить нельзя. Такой вывод можно сделать на основе отчета исследовательского холдинга Ромир, согласно которому только за январь нынешнего года этот показатель в нашей стране составил 3,2%. Это в 4,5 раза больше насчитанных 0,7% официального Росстата. Откуда же взялось такое расхождение? У Росстата и Ромира просто разные подходы к изложению полученной информации. По сути, статистиком может и, скорее всего, должен быть каждый сам для себя. Возможно, тогда рост цен в магазинах не будет неприятно удивлять наши карманы.
Вспоминается такой анекдот: в российской экономике в последнее время наблюдается парадокс — инфляция 4%, а цены в магазинах выросли в два раза. Разногласия между Росстатом и Ромиром сродни этой истории. Чем же это можно объяснить? Возможно, разногласиями между теми, кто нам дает статистику.
И в этом случае противостояние Росстата и Ромира, которое наблюдается на каждом шагу, выглядит наиболее ярким примером. Первое ведомство старается быть успокоителем, второе, напротив, возбудителем умов рядового населения.
Что касается инфляции, то, как ни удивительно, эксперты считают, что и те, и другие правы. Просто у каждого — своя правда. По мнению директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, обе организации пользуются собственными, привычными для себя аргументами. «По-настоящему считать их противоборствующими сторонами нельзя. Ромир пользуется социологическими опросами, то есть анкетирует обычных потребителей, на что они больше всего обращают внимание. В большинстве случаев это продукты питания, алкоголь и транспорт. Росстат приводит «среднюю температуру по больнице», подключая помимо перечисленных категорий в свои расчеты иные товары, в том числе и непродовольственного характера. На них же цены фактически не росли. Так что трудно сравнивать и те, и другие статистические методики», — полагает Николаев.
Чтобы получить действительно объективное мнение, по мнению эксперта, было бы полезно разработать специальную онлайн-платформу, где каждый сможет рассчитать собственную инфляцию исходя из тех товаров и услуг, которыми пользуется. Все люди разные — и по доходам, и по потребностям: кто-то перебивается картошкой и макаронами, кому-то, чтобы нормально себя чувствовать, нужны килограммы косметики и литры парфюма. Есть же программы и навигаторы, которые помогают выбирать наиболее доступную по ценам турпутевку, удобный маршрут передвижения, ближайшие рестораны и магазины. Это элементарная калькуляция плюс база данных. То же самое вполне можно создать и для расчета личной инфляции. Пусть для начала такое приложение будет работать хотя бы в продуктовой сфере.
Открываешь такое приложение и набираешь: в мой ежедневный рацион входят итальянские трюфели (их вроде не коснулись санкции) и стейк из новозеландского ягненка, которые я запиваю французским вином Chateau Latour 1855 года и минералкой Vittel. Через секунду следует ответ: ягненок и трюфеля выросли в цене, например, на 5% — извините, транспортные расходы и «не сезон», а вот Vittel и Chateau Latour инфляция не коснулась: бутылка первой как месяц назад стоила 115 рублей, так и сейчас столько стоит, а на Chateau Latour 1855 года финансовый кризис и инфляция не влияют: за последние 30 лет его цена — примерно 50 тыс. евро — растет только из-за сокращения коллекций вина этого урожая. Приходит ответ: в целом ваша индивидуальная инфляция — 4–5%, что укладывается в правительственные прогнозы.
Если вводишь параметры «капуста и картошка — это первое и второе, а на сладкое — компот из сухофруктов», то выходит примерно такой же результат. Ну, прибавят 2–3 рубля рубля в цене, никто же не заметит. Все по плану государства, все сходится, какие претензии?
Правда, будет ли работать такое приложение лучше, чем существующие статистические организации? Ведь многим, чтобы прожить, нужны и другие продукты. Не говорим о трюфелях, Vittel и Chateau Latour. Возьмем рядовые мясо и рыбу, огурцы, помидоры или крупы. Тут вот и находится нестыковка. Только на свежие огурцы цены в России с декабря прошлого по начало января нынешнего года, по данным того же Росстата, выросли на 23%. Гречка вообще стала рекордсменом, подорожав в прошлом году почти на четверть. В то время как джинсы и зимняя обувь особенно не подорожали. И как же это стыкуется с общей инфляцией в 5,4%?
Кому же верить: государственным структурам, которые клянутся в служении букве закона, или независимым экспертам рынка, обвиняемым в «раскачивании лодки»? У каждого из них — убедительные доказательства, самобытные методологии расчета и инструменты, наиболее грамотно суммирующие полученные данные. «Каждому фрукту — свое время», — резюмирует Игорь Николаев. А может быть, и не стоит обращать пристальное внимание на среднестатистические цифры и выработать собственную методологию? Впрочем, может быть, действительно не полениться и делать собственные графики, сравнивая данные, полученные на практике. Но тогда кому будут нужны статистические ведомства?