Поводом вновь поговорить о «санкционке» стали две недавние инициативы: первая — Роспотребнадзора о внесении поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) — в целях борьбы с санкционными продуктами, вторая — предложение учредить в России День патриотизма и отмечать его 6 августа, в день, когда Россия ввела известное продуктовое эмбарго и стала нещадно бороться с «санкционкой», вплоть до использования бульдозеров для ее уничтожения.
Наши контрсанкции — тема больная. Уверен, что названные выше соответствующие информационные поводы являются далеко не последними в этом плане. Время санкций — время контрсанкций, время новых «интересных» инициатив.
Вернемся к нашим контрсанкциям и к упомянутому предложению о расширении ответственности за нарушение данного ограничительного решения. В настоящее время, как известно, КоАП предусматривает ответственность только за «незаконную продажу товаров или иных вещей, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством» (ст. 14.2)
Теперь же в новой статье 14.2.1 КоАП хотят предусмотреть, что не только реализация, но и хранение, и транспортирование товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, должны наказываться наложением административного штрафа: на граждан — в размере от 3 до 5 тысяч рублей; на должностных лиц — от 30 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 70 до 100 тысяч рублей.
Сначала все было подумали, что теперь будут всех граждан на границе «потрошить» и, если вдруг у кого чего найдут, штрафовать нещадно на 3–5 тысяч рублей. Но потом последовало разъяснение от авторов законопроекта, согласно которому штрафы не будут накладываться на граждан, осуществляющих перевозку и хранение продуктов для личных нужд.
Ну разъяснили, люди и успокоились. Может, и зря успокоились. Может, и вправду дойдем до того, что на въезде в страну будет организован контроль за ввозимой гражданами и для личных нужд продукции. Приняв одни поправки, можно ведь и дальше пойти. Как говорится, лиха беда начало.
Точно ясно одно: наши контрсанкции, или «ответные меры», как любят поправлять это слово российские власти, будут как минимум действовать до 31 декабря 2017 года. Причем, памятуя о практике продления этих самых ответных мер, растут шансы на то, что действие наших «ответных мер» будет продлено. Конечно, влияние контрсанкций на нашу экономику очень и очень неоднозначное. И если раньше российские власти говорили только о безусловной пользе контрсанкций, то потом даже они признали вред от них. Помните, осенью 2016 года, когда Россия отказалась выполнять договор об утилизации оружейного плутония, в качестве условия возврата ее в этот договор стала… компенсация нам вреда от тех самых ответных мер, которые сама Россия и ввела. Да-да, сами, получается, вред собственных контрсанкций и признали.
А вред был однозначный. Это сейчас цены чуть меньше стали расти. А вспомните конец 2014 года и весь 2015‑й. Напомню, что в 2015 году официальная инфляция составила 12,9%, и никакая последующая 4%‑ная индексация пенсий и выплаты в 5000 рублей эту инфляцию не компенсировали. Неудивительно, что реальные располагаемые денежные доходы населения упали в 2016 году на 5,9% по сравнению с 2015 годом.
Так вот всплеск инфляции в 2014–2015 годах был в значительной мере связан именно с контрсанкциями. Это, кстати, официально в своих основополагающих документах неоднократно признавали и Минэкономразвития, и Банк России. А что такое выросшая инфляция? Это переплаченные за те же продукты деньги. Цена вопроса, кстати, это многие сотни миллиардов рублей. И эти деньги могли бы остаться у людей, но не остались, потому что цены выросли. Такая вот цена контрсанкций. А выросли они потому, что когда резко ограничивается предложение какого-либо товара на рынке, то цены на него обязательно вырастут. И никакое отечественное происхождение этого товара не поможет.
Но ладно бы только это. Есть ведь и другая сторона проблемы — качество отечественных продуктов, которые для многих стали безальтернативными. Появился и символ всего этого — сыр. О сыр! Ты «пальма»! Мне самому пришлось в свое время разбираться со всем этим, сопоставлять данные по импорту сыров и пальмового масла, читать ГОСТы по сырам и сырным продуктам, в которых, как оказалось, это самое пальмовое масло очень можно даже использовать. Раз можно, вот наши производители и используют такую возможность на полную катушку, рапортуя о росте «сыров и сырных продуктов» (именно так называется данная товарная позиция у Росстата).
Как-то в эфире одной из радиостанций с моим участием был как раз затронут этот больной вопрос. Я в очередной раз выказал свою уверенность во вреде для российских граждан собственных контрсанкций, в том числе нелестно отозвался об отечественном «пальмовом» сыре. В эфир позвонил один из радиослушателей. Как оказалось, из числа новоявленных российских сыроваров-сыроделов.
Вот его мнение (цитирую по памяти, но очень точно): «Да, используем «пальму», но люди сами в этом виноваты. Потому что если без «пальмы», то получается дорого, и они такой продукт не покупают». Вот, оказывается, люди виноваты, не покупают они более-менее качественный продукт, поэтому пусть едят некачественный.
Кстати, сыровар-сыродел этот не удосужился задаться простым таким вопросом: а почему люди так себя ведут? Они бы, замечу, с гораздо большим удовольствием покупали качественные импортные сыры, но их такого удовольствия лишили по известным причинам. Они бы в конце концов покупали и дорогое отечественное, но реальные доходы населения «почему-то» падают последние три года подряд. Что, в этом тоже люди сами виноваты?
Чтобы меня не упрекнули в пессимизме, хочу сказать, что в этих контрсанкциях-самосанкциях можно ведь что-то и положительное найти. Сначала о серьезном. Безусловно, определенное стимулирующее действие на развитие и сельского хозяйства, и пищевой промышленности эти контрсанкции имели. В том числе поэтому эти отрасли чувствовали себя в последние годы лучше относительно других отраслей. Но это производителям лучше, а потребителям? Производство ради производства? Это мы уже проходили.
Теперь о несерьезном, но тем не менее значимом. В нашу повседневную жизнь вернулись такие маленькие радости из советского прошлого, как подарки чего-либо дефицитного. Думал ли кто еще несколько лет назад, какую радость может вызвать привезенный в подарок из-за границы... кусочек сыра? А ведь теперь именно так. И думать не надо, когда тебя спросят: «Что привезти?» — или когда сам попросишь. А какая радость у тех, кому в подарок привезли, к примеру, кусочек сыра. «Санкционочка!» — таким возгласом встречают. Вот дожили-то...
Теперь давайте попробуем оценить, надолго ли все это «удовольствие».
Смех смехом, точнее, конечно, не смешно все это, но в этом году уже исполнится три года санкциям-контрсанкциям. И, похоже, история пока будет продолжаться. Почему? Потому что чем дальше, тем отменить контрсанкции будет сложнее. Это, замечу, было очевидно с самого начала. Когда вы так жестко защищаете рынок от зарубежных производителей, разумным протекционизмом это назвать нельзя. В долгосрочной перспективе стратегически отечественный производитель проигрывает. И доказательств этому предостаточно.
Одно из таких доказательств — осеннее 2016 года решение правительства о том, что теперь и сыры также включены в перечень продукции, в отношении которой могут проводиться государственные и товарные интервенции.
Напомню, что в настоящее время закупочные и товарные интервенции проводятся только на зерновом рынке.
И вот теперь в соответствующий перечень также включили сыры, молоко и сливочное масло. Что это все означает? Что за интервенции такие? И почему государство этим озаботилось? Ведь долгие годы и на зерновом рынке мы обходились без всяких интервенций?
Обоснование от властей такое: это необходимо для сглаживания сезонных колебаний цен. Когда урожай, когда резко возрастает предложение, государство «организует» спрос, покупая сезонную продукцию себе в закрома. Потом, когда предложение становится все меньше, это толкает цены вверх, государство проводит товарные интервенции, распродавая товар из своих запасов.
Казалось бы, нормально, почему бы и нет? И это так. Во всяком случае, по зерну особых вопросов не было. Хотя, повторю, долгие годы страна обходилась без интервенций даже на этом достаточно специфическом рынке. И голода никакого не было, и производители зерна развивались.
Но, как и следовало ожидать, власти не остановились на достигнутом, теперь вот молоко, сливочное масло и сыр.
Объяснение простое: многие производители тех же сыров, что называется, «попали». Они, было, подумали, как круто все будет теперь, когда зарубежных производителей выкинули с российского рынка. А оказалось, что потребители стали разборчивее, плюс их реальные доходы падают, что также сказывается на их потребительской активности.
Вот и обратились взоры на государственные закупочные интервенции. Поможет это производителям? Наверное, сначала да. А потребителям это не поможет точно. Да и производителям в долгосрочной перспективе не поможет, потому что помимо жесткого протекционизма, который уже не помогает, условием их развития становятся еще и гарантированные госзакупки в интервенционный фонд.
Вот так контрсанкции довели до интервенций.
Не знаю, сколь долго будет длиться вся эта история. Будут новые разные инициативы, не сомневайтесь. Может, мы и не будем праздновать день патриотизма 6 августа, в день введения российских контрсанкций. Но и без этого праздника история получается запоминающейся, «санкционка» жжот.