Новая модель рынка тепла предлагает введение единой теплоснабжающей организации (ЕТО), которая станет единым закупщиком и поставщиком тепла в зоне своей деятельности, а цены будут договорными. При этом стоимость тепла в регионе не должна превышать так называемую цену «альтернативной котельной». Она будет рассчитываться исходя из затрат на строительство условного альтернативного источника и возврата инвестиций в строительство.Изменения предполагают добровольный переход регионов на новую модель.
Для российского рынка тепла это новшество станет событием, которое сможет в корне изменить отрасль теплоснабжения, ощутимо повысить его эффективность и надежность и обеспечить приток инвестиций в отрасль.
По словам Кравченко, ежегодная потребность в инвестициях в теплоснабжение в России составляет 250 млрд рублей.При этом фактические инвестиции составляют в настоящее время порядка 87 млрд рублей в год, отметил он. "Субсидии в отрасль из бюджетов всех уровней составляют порядка 150 млрд рублей, (ежегодная) потребность именно в инвестициях составляет порядка 250 млрд рублей. Мы полагаем, что порядка 37% этих денег могли бы быть получены путем повышения эффективности", - сказал Кравченко.
«В системе централизованного теплоснабжения на ТЭЦ вырабатывается около 50% тепла в нашей стране... В то же время эта сфера — одна из самых проблемных, слабо модернизированных, экономически неэффективных, инвестиционно непривлекательных. Износ тепловой инфраструктуры в стране достигает 70%... Технические потери в сетях составляют порядка 30%», — отметил глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный в ходе парламентских слушаний.
Ранее председатель правления СУЭК и член совета директоров "Сибирской генерирующей компании" Владимир Рашевский отмечал, что теплоснабжение – огромный и важнейший сектор для экономики страны:«Более 2 трлн. руб. выручки, около 2% ВВП.Но его потенциал еще намного больше. Из-за неэффективной модели отношений в отрасли она недоинвестирована, как минимум, на 2,5 трлн. руб. Если её поставить на правильные экономические и инвестиционные рельсы, эти деньги придут. И теплоснабжение станет как раз таким источником роста экономики, который мы так ищем. Загрузка мощностей смежных отраслей при модернизации теплоснабжения даст мультипликативный эффект на ВВП страны в 0,3 процентных пункта ежегодно в горизонте до 2025 года».
Это, полагает Владимир Рашевский, даст переход на новый уровень энергоэффективности и ресурсосбережения, зримое улучшение качества жизни людей. Единственная причина, почему этого не происходит – отсутствие долгосрочного внятного регулирования. «Невозможно принимать решения в горизонте одного года, отталкиваясь от затрат, с риском постоянных корректировок. Регулирование должно давать четкий ориентир, минимум, на 10 лет!», - убежден Рашевский.
Так вот, Минэнерго отмечает, что введение метода «альтернативной котельной» позволит привлечь в теплоснабжение как раз те самые 2,5 трлн рублей инвестиций. А снижение ежегодной нагрузки на бюджет по субсидированию отрасли теплоснабжения составит 150 млрд рублей.
Минэкономразвития также поддерживает законопроект. «Цена — это в некотором смысле второстепенная задача. Получая полномочия по выстраиванию системы теплоснабжения, ЕТО должны искать деньги на инвестиции внутри системы, например, закрывая неэффективные котельные с высоким тарифом и вложив эти деньги», — отметил замглавы департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Дмитрий Вахруков.
Принимаемые меры позволят в корне изменить отрасль теплоснабжения, полагает Рашевский:«Она быстро пройдет путь, который прошла, например, отрасль связи. В неё придут сотни миллиардов рублей, переходящие в триллионы. Произойдут радикальные изменения с точки зрения энергоэффективности. Кстати, вследствие этого рост конечного платежа потребителей будет существенно меньше роста тарифа».