Рука рынка
Основной индикатор любой рыночной экономики, как известно, — биржевой индекс. В данном плане в этом году России повезло: индекс Московской биржи у нас прибавил более 30%.
Дорожали акции как крупнейших, так и относительно небольших компаний, но главное даже не в этом. Сам рост цен на акции мало чего значит — важнее то, что что инвесторы снова поверили в российскую экономику.
Причем поверили «по всем фронтам». Знаковым событием года стало возвращение России на рынок еврооблигаций. Причем возвращение действительно триумфальное: впервые суверенные отечественные евробонды удалось разместить через российскую инфраструктуру, а крупнейшие западные банки их охотно покупали. Это сразу дало эффект и для частных компаний — так, «Газпром» осенью смог разместить еврооблигации под рекордно низкий процент.
Российских вкладчиков, правда, все эти успехи не особо порадовали. Дешевизна займов для наших компаний обернулась для них резким падением ставок по депозитным вкладам. Согласно статистике Банка России, только с января по октябрь средняя доходность по депозитам в тридцати крупнейших российских банках упала с 8,3 до 6,04% годовых по вкладам сроком до года и с 8,94 до 7,2% годовых по вкладам на срок от года до трех лет. Это в рублях, а валютные депозиты в долларах и евро сроком до года в конце года крупнейшие отечественные банки принимали по средним ставкам менее 1% годовых.
Но нет худа без добра: инвесторов радовал фондовый рынок. За 2016 год основной индикатор российского рынка акций — индекс ММВБ — вырос с 1740 до 225 пунктов. При этом по итогам года еще и значительно укрепилась российская национальная валюта. Если в начале года за доллар давали около 73 рублей, то в конце — лишь немногим более 60 рублей. Поэтому валютная доходность вложений в российские акции оказалась еще выше: за 2016 год основной «долларовый» индикатор фондового рынка — индекс РТС — вырос с 760 до 1150 пунктов, или более чем на 50%.
Стоит отметить, что важную роль как в падении ставок по вкладам, так в росте рынка акций сыграло снижение инфляции: к декабрю она упала до 5,4% в годовом выражении. В планах Центробанка — довести уровень инфляции до 4% в годовом выражении к концу 2017 года. Если этим планам суждено будет сбыться (что вполне реально в силу, в частности, очень жесткого бюджета на ближайшие три года), описанные тенденции будут иметь продолжение и в этом году. Ставки по вкладам продолжат падать в соответствии со снижениями инфляционных ожиданий и весьма вероятным снижением по этой причине ключевой ставки Банка России. Что, в свою очередь, приведет к удешевлению кредитов для корпораций, а значит, к улучшению их финансового положения и росту цен на акции.
Заграница нам поможет
Очень хорошие новости весь год шли из-за рубежа. Главная, разумеется, — рост цен на нефть, который усилился под конец года на фоне договоренностей стран ОПЕК о сокращении добычи «черного золота». По итогам года котировки нефти выросли примерно вдвое — с порядка $27 до $55 за баррель. Излишне говорить, что российская экономика крайне зависит от нефтяных цен — достаточно вспомнить, например, во многом вызванные коллапсом на рынке энергоносителей развал Советского Союза и дефолт 1998 года.
Но на этот раз восстановление нефтяных цен помогло несильно. Слегка смягчились бюджетные проблемы, а вот восстановить экономический рост не удалось. Что, правда, тоже немного порадовало — неожиданно выяснилось, что российская экономика в значительной степени утратила зависимость от «нефтяной иглы». Других отчетливых источников роста пока, правда, тоже не видно, но тенденция снижения доли ТЭК в ВВП с 50 до 30% за последние 10 лет — факт скорее положительный.
Еще одна очень хорошо воспринятая российским фондовым рынком зарубежная новость — избрание Дональда Трампа на пост президента США. На эту тему было много спекуляций, в том числе откровенно популистских. Но нельзя не признать, что именно по итогам заокеанского голосования наш рынок показал уверенный рост.
Впрочем, в отличие от внутрироссийской ситуации положение дел на внешних рынках характеризуется значительной степенью неопределенности. В частности, пока не совсем понятно, какой именно будет экономическая политика новой администрации США, а также позиция Запада по вопросу антироссийских санкций. Кроме того, неизвестно, пролонгирует ли картель ОПЕК действие договоренностей об ограничениях добычи нефти, а значит, и динамика нефтяных цен. Поэтому в случае внешних шоков российскую финансовую систему в 2017 году могут ожидать значительные пертурбации, в первую очередь это затронет валютный и фондовый рынки.
Что стало главным событием на финансовом рынке в 2016 году?
Евгений ЖИВОВ, заместитель генерального директора УК «Альфа-Капитал»:
— Самым главным событием для российского рынка инвестиций я бы назвал снижение ставки рублевых банковских депозитов ниже психологической планки в 10%. Это заставило вкладчиков, среди которых преобладающая часть весьма состоятельных, пересмотреть стратегии своих вложений в пользу более доходных инструментов. В 2016-м мы ощутили резкий рост интереса к евробондовым стратегиям, к различным структурным продуктам, базирующимся на принципе защиты капитала. Появился спрос и на российские акции и ПИФы акций, которые пошли в рост на волне результатов выборов в США и потенциальном пересмотре в следующем году вопроса санкций к России. Масштаб роста от минимума начала года к декабрьским максимумам по индексу ММВБ составил почти 40%. Кроме того, можно сказать, что в 2016 году инвестиционная индустрия сделала революционный шаг по переходу в цифровой формат, что создало возможность покупать не только акции, но и ПИФы, структурные продукты и открывать ИИСы онлайн.
Владислав КОЧЕТКОВ, президент ГК «Финам»:
— На мой взгляд, главное событие года на финансовом рынке — дискуссия о квалифицированных инвесторах. Напомню, что ЦБ предложил беспрецедентные меры по ограничению доступа частных лиц к ценным бумагам. Цель, безусловно, была благая. Ожидается, что по мере снижения ставок по депозитам все больше наших сограждан начнут вкладываться в акции и облигации, чтобы сохранить и увеличить свой капитал. Но биржевые инвестиции — не самая простая штука, многие могут быть обманутыми в своих ожиданиях, потерять часть сбережений. Регулятор решил защитить россиян настолько надежно, что многие из них просто не имели бы шанса даже попробовать инвестировать в те же Сбербанк или «Газпром». К счастью, все закончилось более или менее благополучно. В результате дискуссии, длившейся почти полгода, ограничения были смягчены, уровень защиты интересов инвесторов вырос (точнее, вырастет — новые инициативы будут реализованы в 2018 году), но сам рынок ценных бумаг останется достаточно открытым.
Роман ПАРШИН, гендиректор ИК «ФОРУМ»:
— Были введены новые правила регулирования управляющих компаний. Теперь всем инвесторам должен быть присвоен личный инвестиционный профиль, что дает им гарантию от недобросовестных действий финансовых посредников — людям нельзя будет продавать финансовые продукты с уровнем риска, который не соответствует их ожиданиям. Одновременно были сняты архаичные ограничения на операции частных лиц на срочном рынке. Это позволило российским инвесторам в условиях падения ставок по банковским депозитам получить доступ к современным высокодоходным инвестиционным инструментам.