Минимальные цены на крепкий алкоголь в России решили устанавливать в 2009 году. Эта мера должна была побороть производство контрафакта, объемы которого в стране после кризиса резко возросли. Сначала все шло по плану: минимальные цены на водку поднимались. В 2014 году это произошло дважды: сначала до 199 рублей, потом — до 220 рублей за полулитровую бутылку. Однако в 2015 году государство решило пойти на попятную и «минималку» срезало до 185 рублей. Это решение мотивировалось тем, что нелегальный продукт вырос до половины от всех продаж крепкого алкоголя. Однако, придя к выводу, что таким образом положение с контрафактом не исправить, правительство уже в 2016-м опять начало набавлять цену: стоимость самой дешевой бутылки составила 190 рублей. Но и это не помогло. Водку пить в стране не перестали, но ее легальное производство и официальные продажи упали с 2014 года на 30%.
Тем не менее путь повышения минимальных розничных цен на крепкий алкоголь так и остался излюбленным механизмом борьбы против теневого рынка. Вот и сейчас Минфин подготовил проект приказа об увеличении розничных расценок на алкогольную продукцию крепостью более 28 градусов (за исключением коньяков и бренди) со 190 до 219 рублей за 0,5 литра.
Насколько оправдано такое повышение с точки зрения самого рынка? По мнению аналитика ГК «ФИНАМ» Тимура Нигматуллина, цены на водку в нашей страны в значительной мере определяются не себестоимостью и наценкой розницы, а налогами, акцизами и административным регулированием. «Сейчас минимальная цена бутылки в рознице составляет 190 рублей. В сегменте экономкласса непосредственно на себестоимость (спирт, вода, амортизация оборудования, тара и так далее) приходится 35 рублей. Примерно по 5–7 рублей приходится на прибыль завода, логистику, маркетинг. На наценку поставщиков, розничных ритейлеров и маркетинг приходится 60 рублей. Остальное (а это почти половина стоимости) — налоги и акцизы», — отмечает эксперт.
Того же мнения придерживается глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. «Сдерживать относительно небольшую цену на водку позволяет исключение дистрибьюторов из системы взаимоотношений между производителями и продавцами. Розничные сети напрямую общаются с заводами, что позволяет сдерживать стоимость водки. Дистрибьюторы обычно берут до 20% от конечного товара. Если бы не это, то минимальная стоимость бутылки в настоящее время составляла бы не менее 270 рублей», — отмечает эксперт.
Скорее всего, до такого уровня в результате всех нововведений государства цены и вырастут. Конечно, сохранится продукция не выше 220 рублей за «поллитру», но водка для среднего класса будет стоить не менее 270–300 рублей.
Возможно, эти меры повлияют на здоровье нации — отучат россиян от пристрастия к «огненной воде». По данным РАНХиГС, розничные продажи алкоголя населению в прошлом году сократились более чем на 10%. Причем продажи водки упали более чем на 13%.
Однако не все так просто. По данным Росалкогольрегулирования, за I полугодие 2016-го количество нарушений в сфере оборота спиртного выросло на 6%. У всех на слуху скандал с массовой гибелью людей от отравления «Боярышником» в Иркутской области. Число нарушений, связанных с выпуском и продажей алкоголя с поддельными акцизами, выросло втрое. Ведомство фактически признало провал в борьбе с «левым» спиртным в стране.
По мнению экспертов, увеличение минимальной цены на водку не приведет к исчезновению теневого рынка. Этот сектор сохранит прежние, а также найдет новые способы обойти легальные способы продвижения товара. «Паленой» водки меньше не станет, а вырастут ли доходы казны — большой вопрос.
«Государству в таком случае было бы правильнее понизить стоимость самой дешевой водки до 50–70 рублей. Тогда люди самого бедного класса, отучить которых от выпивки невозможно, не будут покупать недоброкачественный продукт и травиться различными видами «боярышников», — полагает Вадим Дробиз. По словам эксперта, в Европе давно существует «водка для бедных». Только на пособие по безработице можно приобрести до 200 бутылок такого напитка. В США литр аналогичного изделия стоит всего $2. И пусть это далеко не водка категории люкс, но отравиться ею при разумном использовании невозможно. «В российском бюджете доля от продаж крепкого алкоголя составляет 0,5%. Если ее снизить до 0,1%, то казна особенно не пострадает. Гораздо больше денег приходится тратить на лечение людей, отравившихся суррогатом», — утверждает собеседник «МК».