Курс рубля можно сравнить с тем, что ощущает гипертоник, на самочувствие которого влияет рост и падение давления. Наша валюта также подвержена воздействию множества факторов.
В прошлом году российские дензнаки подтянулись к доллару на 25%. Первая тому причина — цены на нефть, которые, упав сначала до $28, взяли реванш и выросли до $55–56. Вторая — кредитно-денежная политика ЦБ, который не мешал укреплению «деревянного».
В январе прогресс стал еще более заметным. Накануне Рождества нефть преодолела планку в $58, а доллар опустился до 59,6 рубля. Затем произошел незначительный откат, но в целом расклад пока остается позитивным. Однако надолго ли? Есть несколько сценариев развития событий.
Наиболее благоприятный — продолжение роста котировок нефти. Это вполне вероятно. Страны ОПЕК, в первую очередь Саудовская Аравия, уже отчитались о снижении добычи. То же делают и независимые производители, такие как Венесуэла и Россия. К тому же запасы Ирана, накопленные в танкерах, снижаются. Конечно, сейчас Тегеран выплескивает на мировой рынок больше баррелей, но эти фонды когда-нибудь закончатся, и баланс восстановится. Стабильный уровень в $60 за «бочку» станет препоной для доллара, который вряд ли выйдет за рамки 58–60, а может, даже опустится до 55 рублей.
Впрочем, трубить в трубу рано. Вскоре ОПЕК может пойти на попятную и приостановить действие меморандума о снижении добычи. На конец января намечено заседание комитета картеля, который проверит, как выполняется соглашение. Если выяснится, что не все поставившие под ним подписи производители выполняют обещания, то и другие страны нарастят мощности. Кроме того, есть подозрение, что ОПЕК сокращает не добычу, а экспорт и отправляет часть нефти в хранилища. Если так, то в любой момент эти объемы могут быть возвращены на рынок, что приведет к обвалу котировок. Нельзя забывать и о США, для которых высокие цены — стимул для новой «сланцевой революции».
Подкосить рублю ноги способны и другие факторы. Сейчас рынок ожидает очередной статистики по экономике Китая. Если она окажется неутешительной, и экономика Поднебесной продолжит замедляться, то это окажет негативное давление на нефть, а стало быть, приведет к падению курса рубля. Также есть серьезные опасения, что Китай в этом году ограничит спекулятивные операции с недвижимостью, что «сдует» большую часть «мыльных пузырей» на рынке Поднебесной.
Стан врагов крепкого рубля гораздо больше, чем кажется. Падение любой резервной валюты мира, тех же доллара или евро, вовсе не означает, что российская экономика становится сильнее. Возможно, что долговременная цель, например, США — ослабление доллара в ущерб России. Можно вспомнить, как в середине 80-х годов Вашингтон заявил о новой стратегии: «сильная Америка — слабый доллар», потому что он дает возможность ускорить развитие американского производства. Это было сделано, чтобы наказать Японию, которая имела успешный экспорт малолитражных автомобилей в Штатах. Благодаря применению этой стратегии экономика Японии обвалилась и японское промышленное чудо закончилось. В России дела с производством во многих отраслях значительно хуже, чем 30 лет назад в Японии. По данным Росстата, в прошлом октябре было зафиксировано самое глубокое падение нашей промышленности с начала года — минус 0,8%.
Кроме того, в чрезмерно крепком рубле не заинтересовано российское правительство, ведь падение курса доллара приводит к сокращению доходов бюджета, большая часть которых формируется из валютных поступлений. Есть опасения, что ЦБ изменит кредитно-денежную политику и будет искусственно сдерживать укрепление «деревянного».
Все это говорит об одном: 2017 год — это «тяни-толкай». Российская валюта способна как вырасти до уровня двух-трехлетней давности, так и продолжить топтаться на месте или вовсе провалиться в пропасть и скатиться к планке 68–70 рублей за доллар.