В резкое падение курса российской валюты, которое аналитики предрекали две-три недели назад, сейчас мало кто верит. Эксперты надеются на лучшее. К примеру, бывший замглавы Минэкономразвития, ныне главный экономист ВЭБ Андрей Клепач прогнозирует, что курс рубля в 2017 году не упадет ниже 63–64 рублей за доллар. Причем такой спад, по его мнению, окажется результатом падения котировок нефти с нынешних почти $50 до $40 за баррель.
К мнению Клепача стоит прислушаться. В том, что касается российской валюты, он отнюдь не оптимист, а пессимист и считает, от падения курса доллара на один пункт наш бюджет теряет до 150–160 млрд рублей в год. Поэтому если уж такой скептически настроенный эксперт дает относительно благожелательный прогноз, то стоит ему поверить.
Впрочем, основания для ослабления рубля все же есть. К этому может подтолкнуть неудачный исход саммита стран ОПЕК и не входящих в картель добывающих государств по вопросу снижения производства нефти. Встреча намечена на 30 ноября. Пока есть надежда на благополучный исход — большинство ее участников, в том числе Саудовская Аравия, Ливия, Нигерия, Венесуэла, заявили о положительном отношении к этому вопросу. Но его решение должно быть принято консенсусом, то есть единогласно. И если, к примеру, Иран или Ирак воспротивятся, а такое случалось неоднократно, то все пойдет прахом, и на предположениях западных прогнозистов можно будет поставить крест.
Есть еще один фактор в пользу падения курса рубля. «Доллар остается главной валютой в мире, и альтернативы ему не видно. Приход Трампа может привести к снижению налогов, увеличению бюджетных расходов, ускорению роста экономики и темпов подъема ставки ФРС — все это в пользу сильного доллара», — отмечает старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук. Тогда, по словам эксперта, сбудутся самые негативные прогнозы: доллар перепрыгнет отметку в 70 рублей, и его дальнейший рост окажется делом времени.
Впрочем, впадать в панику, как считают отечественные экономисты, пока рано. Лобби тех участников ОПЕК, кто выступает за снижение добычи, растет с каждым днем. К нему присоединились даже страны, ранее колебавшиеся в избрании дальнейшего пути, например Ливия. При этом увеличение добычи сланцевой нефти со стороны США может и не сыграть решающей роли, ведь экспортная инфраструктура поставок из Штатов в Европу не отлажена, поэтому американцы в большей степени будут влиять на внутренний ценовой рынок, что лишь опосредованно отразится на котировках европейских бирж.
По словам завкафедрой экономики и финансов факультета РАНХиГС Аллы Дворецкой, на российском рынке снова наступает затишье, по крайней мере до начала 2017 года. Рядовым потребителям, обладающим некоторыми запасами денежных средств в рублях и валюте, нужно продумать, как они собираются их тратить в ближайшее время. Если собираешься провести Новый год на зарубежном пляже — копи «американцев» или «европейцев». Хочешь остаться в России и порадовать близких сюрпризом в виде последней модели сотового или планшета — не помешают рубли.
«На фондовом рынке сформировалось мнение, что доллар до конца 2016-го и на протяжении 2017 года останется в коридоре 62–65 рублей. Правда, если инфляция снизится до 5%, а нефть не упадет ниже $40. И то, и другое вполне вероятно. В крайнем случае ЦБ приступит к незначительным и незаметным интервенциям, которые не позволят перешагнуть через обозначенную планку», — полагает Алла Дворецкая.