Открытие очередной выставки судостроения и морских технологий SMM в Гамбурге прошло с аристократическим шиком. Когда нарядные гости были в сборе, оркестр начал играть мелодии из популярных опер - и вдруг кто-то из собравшихся будто случайно подхватил арию. За ним - другой, а вот и дама с колоратурным сопрано… Оказалось, в толпе приглашенных на церемонию открытия были оперные звезды с мировыми именами. Гости пришли в восторг.
90 тысяч квадратных метров выставочного пространства, две с лишним тысячи участников из 70 стран мира, 60 тысяч гостей, сотни крупных сделок общей суммой на миллиарды евро - с 1963 года выставка SMM стала крупнейшим событием в отрасли.
Изюминкой выставки этого года стала, безусловно, система THESIS, представленная гостям генеральным директором компании TRANSAS Фрэнком Коулзом. Однако эта презентация в значительной мере касалась не только магнатов индустрии судостроения и морских перевозок - она затрагивает интересы буквально каждого гражданина России.
Важный THESIS
THESIS представляет собой универсальную он-лайн систему координации действий наземных служб и экипажей кораблей на базе облачных технологий. Для подготовки кадров разработаны специальные тренажеры, которыми будут обеспечены дистанционные учебные центры; хотя перспектива, - это, конечно, безэкипажные рейсы. “Десятки тысяч судов, тысячи морских портов и судоходных компаний, национальные и международные регуляторы, миллионы профессиональных моряков и сотрудников, обеспечивающих судоходство и транспортировку, столетиями изолированные друг от друга в плане обмена информацией, получат возможность взаимодействовать в режиме реального времени”, - так представляет революционную систему руководство группы компаний TRANSAS, позиционируя ее не иначе как “будущее судостроительной отрасли”.
Интересно, однако то, что руководство TRANSAS, широко популяризируя свой новаторский проект, не упоминает одну немаловажную деталь: на создание современной навигационной системы и учебной сети компания TRANSAS получила миллиард рублей из российского бюджета. Однако делиться, похоже, не собирается - ни лаврами, ни прибылью.
“Дорожная карта” бита
В 2014 году в России была принята долгосрочная программа “Национальная технологическая инициатива”. Ее инициатором стал непосредственно российский президент, в послании федеральному собранию в декабре 2014 года назвавший эту программу “одним из приоритетов государственной политики”. “На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами столкнется Россия через 10–15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, высокое качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада”, - заявил тогда президент.
Российские ученые подтверждают точку зрения Владимира Путина: в ближайшие десятилетия мир ожидает переход к новому технологическому укладу, что неминуемо приведет к возникновению новых рынков, новых продуктов и сервисов. Это - уникальный исторический момент для России, дающий возможность стране первой занять мировую нишу, появление которой еще только предвидится. Россия должна и может предложить миру новые технологии, а также инфраструктуру для их применения.
В рамках реализации “Национальной технологической инициативы” были разработаны девять “дорожных карт” нацеленных на перспективные сегменты мирового рынка. Так, например проект “Нейро.нет” ориентирован на распределенные искусственные компоненты сознания и психики. А “Энерджи.нет” предполагает развитие систем “умного” энергопотребления.
Одна из самых дорогостоящих “дорожных карт” в колоде НТИ - “Мари.нет” - “распределенные системы морского транспорта без экипажа”. Перспектива этого рынка в мировом масштабе оценивается в сумму свыше 100 млрд долларов. Руководителем рабочей группы по этому направлению стал Сергей Генералов, президент группы компаний “Промышленные инвесторы”.
“Промышленные инвесторы”, де-юре являясь российской компанией, имеют офис и в Лондоне, и инвестируют в основном в зарубежные активы.
Один из основных активов группы компаний Сергея Генералова - ГК “Транзас”, включающая в себя, в частности, ООО “Транзас навигатор” и АО “Транзас технологии”. Обе эти компании, ориентированные на разработку навигационных систем, были привлечены в качестве исполнителей к реализации отдельных пунктов проекта “МариНет”, в котором председательствовал Сергей Генералов. Вот как в “дорожной карте” описываются поставленные перед ними задачи:
“- Создание отечественного полигона для отработки технологий e-навигации российскими разработчиками; разработка и поэтапное внедрение технологии e-навигации;
- создание бортовой интегрированной системы, адаптированной к е-навигации;
- Создание системы поддержки принятия решений в рамках единого информационного пространства “Судно-берег”;
- разработка и апробирование системы подготовки кадров морского и речного транспорта, использующую веб-тренажер в составе дистанционных образовательных технологий”.
На задачи, к реализации которых привлечены компании, подконтрольные Генералову, из российского бюджета выделено порядка 980 миллионов рублей (почти миллиард!). Однако вот мы видим, что СЕО компании TRANSAS Фрэнк Коулз презентует на всемирной выставке в Гамбурге технологию, синонимичную разработкам российского проекта “Мари.нет”, в котором (по стечению обстоятельств?) участвуют “дочки” TRANSAS.
В чужую гавань
“TRANSAS стремится создать единую платформу, которая обеспечит постоянное взаимодействие между судном, службами управления движением судов, береговыми службами и операционными центрами судоходных компаний в онлайн режиме. С помощью концепции THESIS будет создана такая платформа и структура, которая позволит осуществлять удаленное управление административными процессами как для традиционного судна с экипажем на борту, так и в будущем для безэкипажных судов, или же для целого флота судоходной компании”, - говорил Коулз в Гамбурге, ни словом не упомянув об участии российских лиц. А какое отношение к России имеет TRANSAS в целом?
Компании питерской группы “Транзас”, входящие в империю Сергея Генералова, с некоторых пор уже не являются собственно российскими,ведь их владельцы за рубежом. А теперешний Transas Marine Ltdс Фрэнком Коулзом во главе, обосновав головной офис в Ирландии,стремительно завоевывает мировой рынок морских систем навигации. Про интересы плательщика - России - ни Генералов, ни Коулз как-то не вспоминают. Похоже,технология из России, уже, “уплыла”.