Российский Центральный банк на протяжении последних нескольких лет активно «зачищает» рынок от нерадивых и недобросовестных игроков. Только в прошлом году он отозвал лицензии у 93 кредитных организаций, в 2014 году — 94. Не стал исключением и 2016 год. Он еще не подошел к концу, а право вести банковскую деятельность потеряли 79 финансовых учреждений. Безусловно, при таком раскладе в минусе прежде всего оказываются клиенты обанкротившихся банков.
Впрочем, большинство из них попало под действие системы страхования вкладов и сохранило свои сбережения (до 1,4 млн рублей по каждому вкладу). Но есть и такие, кто потерял кровно заработанные. Поэтому при возможности ЦБ старается сохранить банки на плаву. Сейчас таких «счастливчиков» насчитывается около 30.
В настоящее время за их оздоровление отвечает Агентство по страхованию вкладов. Именно оно получает от ЦБ госсредства на данные цели. Далее эти деньги в виде дешевых кредитов передаются банкам-санаторам, которые берут шефство над более слабыми коллегами и должны, по идее, поднять их на ноги. Однако по факту доходят деньги не до всех. «Банки-санаторы стали использовать средства для собственных нужд», — комментирует «МК» вице-президент IFC Financial Center Станислав Вернер.
Например, банк-санатор переводит свои проблемные активы на подопечный банк. И этот и без того слабый игрок продолжает жить с нехваткой средств еще много месяцев. А это означает, что без денег остаются прежде всего его клиенты. При этом долг АСВ перед ЦБ лишь растет. За последние три года санация 30 кредитных организаций уже обошлась государству в 1,5 трлн рублей.
«Сложившаяся в последние годы система финансового оздоровления проблемных банков тяжеловесна, непрозрачна, исключительно затратна, внутренне противоречива, а потому — неэффективна», — подчеркивает аналитик ГК ТeleTrade Марк Гойхман.
Поэтому Минфин и ЦБ намерены убрать лишние звенья этой спасательной цепочки. Для чего предлагается создать «дочку» Банка России. По задумке чиновников, она будет входить в капитал проблемных банков и улучшать их показатели. Назвать ее планируется Фондом консолидации банковского сектора. Причем работать он должен без каких-либо кредитов. Деньги банкам фонд будет давать на невозвратной основе. И только после оздоровления кредитные организации выставят на продажу.
По подсчетам экспертов, таким образом удастся сэкономить 20–30% выделяемых на санацию госсредств. А когда казна пустеет день ото дня, то и эти деньги будут далеко не лишними.
Кроме того, новый механизм санации позволит полностью, а не постепенно и частично, восстановить платежеспособность проблемных банков. Что в свою очередь станет хорошим подспорьем для дальнейшего развития банковского сектора, а вместе с ним и всей российской экономики.
«Нам сейчас необходимы новые инвестиции, которые без стабильной банковской системы будут недостаточно масштабными. Для этого должны быть не только благоприятные условия с точки зрения стоимости кредитов и делового климата, но и ресурсная база. Упрощенный и более эффективный механизм санации банков в этом случае позволил создать инструмент по более быстрому лечению образующихся тромбов в кровеносной системе экономики», — уверен Станислав Вернер.
Сейчас задача правительства не просто спасти отдельную кредитную организацию, а обеспечить бесперебойное функционирование всего банковского сектора. Дело в том, что проблемные финансовые учреждения подрывают нормальное прохождение платежей, производственные и торговые операции, поставки товаров и услуг, получение доходов компаниями. Поэтому нормализация денежно-кредитной системы содействует в целом росту отечественной экономики.