Оздоровление — дело хорошее. Всегда лучше пациента подлечить, чем пустить хворь на самотек - идет ли речь о физическом состоянии человека или о финансовом положении банка.
Российский Центробанк — трудолюбивый «лекарь». В прошлом году, к примеру, ЦБ лишил лицензий 93 кредитные организации, в 2014 году — 94. Не стал исключением и 2016 год. Он еще не подошел к концу, а рынок уже покинули 79 игрока. Безусловно, в минусе прежде всего оказываются клиенты обанкротившихся банков. Большинству из них посчастливилось попасть под действие системы страхования вкладов и сохранить свои сбережения (до 1,4 млн рублей по каждому вкладу). Но есть и такие, кто потерял свои кровно заработанные. Поэтому при возможности ЦБ старается сохранить банки на плаву. Так, сейчас на оздоровлении находятся 50 финансовых учреждений. Однако как и в медицине здесь не редки случаи, когда «больные» становятся лишь средством наживы и пополнения чужих карманов. Почему так происходит?
Как поясняют в Мифине, виной тому — действующий механизм санации банков. Сейчас за оздоровление банков отвечает Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Именно оно получает государственные средства от ЦБ в виде дешевых кредитов, которые должны пойти на спасение слабых игроков рынка.
Однако одним лишь участием АСВ все не ограничивается. Выделенные ЦБ средства на конкурсной основе получают банки-санаторы, которые берут шефство над проблемными коллегами и должны их поднять на ноги.
Причем, речь идет о триллионах. Так, общий размер финансирования оздоровления банков составляет 1 186 трлн рублей. «В такой цепочке есть интересы прежде всего банка-санатора, который часто использует полученные деньги на свои нужды», — подчеркивает аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман.
Более того, банк-санатор переводит собственные проблемные активы на подопечный банк. И этот и без того слабый игрок продолжает жить с нехваткой средств ещё много месяцев. А это означает, что без денег остаются прежде всего его клиенты.
Поэтому Минфин предлагает убрать лишние звенья этой спасательной цепочки. Для чего предлагается создать «дочку» Центрального банка, которая будет сама входить в капитал проблемных банков и улучшать их показатели. Назвать ее планируется Фондом консолидации банковского сектора. Причем работать он должен без каких-либо кредитов. Деньги банкам фонд будет давать на невозвратной основе. И только после оздоровления кредитные организации выставят на продажу. «Таким образом ЦБ сможет управлять средствами напрямую. То есть санация будет под его контролем и он будет за нее отвечать. Это позволит полностью, а не постепенно и частично, восстановить платёжеспособность банка. В том числе и по выплате «замороженных» вкладов людям», — поясняет эксперт.
Более того, новая схема позволит сэкономить государственные средства. И хотя АСВ предоставляет банкам-санаторам кредиты под невысокий процент, но, когда деньги используются не по назначению, растут лишь долги. На госкорпорации уже «висит» долг пред ЦБ в 1,5 трлн рублей. А поскольку эти деньги нужны были для оздоровления проблемных банков, можно сказать, что теперь это их «кабала». По подсчетам экспертов, если Минфину и ЦБ удастся пробить свою инициативу, то расходы сократятся на 25-30%. А когда казна пустеет день ото дня, то и эти пусть небольшие средства, будут далеко не лишними.