Михаил Беляев, главный экономист Института фондового рынка и управления:
«Российская экономика, действительно, несколько стабилизировалась. В частности, об этом свидетельствуют не очень размашистые колебания курса рубля. Более того, уже сейчас уже наблюдаются некоторые признаки того, что мы выходим на траекторию роста - например, в аграрном секторе, в военно-промышленном комплексе.
Владимир Путин перечислил все инструменты, необходимые для того, чтобы выйти на устойчивые темпы роста. Нам нужны и экспортные, и кредитные ресурсы. Однако нужно, чтобы ЦБ перестал бороться с инфляцией, а озаботился созданием рабочих мест и ростом экономики. К этому уже призывают в Международном валютном фонде и Европейском центральном банке.
Когда говорят о партнерстве бизнеса и государства, то здесь речь идет прежде всего о государственно-частном партнерстве, распространенном на Западе. Причем применяется оно в самых разных областях. Например, в инфраструктурных проектах. В России же только наметились шаги в этом направлении.
Кроме того, стоит задуматься о том как привлечь ресурсы населения в небанковский финансовый сектор. Причем не за счет «перелива» средств из кредитных организаций на фондовый рынок. Речь идет о деньгах, которые сейчас хранятся у граждан под матрацами».
Никита Исаев, директор Института актуальной экономики:
«Цель выйти на стабильные показатели роста экономики требует решительного пересмотра нынешнего подхода правительства к развитию экономики. Пока что ни содействия экспорту, ни повышения доступности кредитных продуктов, ни нормальных отношений между частным бизнесом и госкомпаниями не видно.
В первую очередь, такая ситуация сложилась из-за того, что у нас множество независимых органов исполнительной власти, в чьи задачи все это входит, а четких и эффективных механизмов взаимодействия между ними нет. Каждое министерство, служба, агентство или корпорация пытаются что-то сделать в одиночку, каждый разрабатывает свои программы и преследует свои цели. Причем зачастую это погоня за показателями отчетности, а не за реальными результатами.
У ЦБ вообще не стоит задачи развития нашей экономики. Все списывается на Минэкономразвития. Но как можно пытаться перестроить экономику без эффективной кредитно-денежной политики?
С банковской точки зрения к ЦБ вопросов немного: активы в управлении растут, выбираются инструменты с максимальными рейтингами (те же американские облигации, вокруг которых столько споров). Вот только всё это никак не помогает экономическому развитию.
Для начала следует провести сплошной аудит обязанностей всех органов исполнительной власти, чтобы исключить дублирование обязанностей или, наоборот, скоординировать усилия как в случае с Минэкономразвития и ЦБ. Чтобы выполнить задачи, озвученные президентом, необходимо и создание комплексных планов с едиными, простыми и понятными ключевыми показателями эффективности».