Так, ранцы с рюкзаками с июля по сентябрь включительно подорожали более чем на 6%, учебники с пособиями и школьно-письменные принадлежности — на 4,8–5,6%. В начале учебного года проживание в студенческом общежитии подорожало на 5,8%, услуги высшего и среднего образования — на 5,6% и 4,4% соответственно (с начала 2016‑го и дошколята подорожали на 8%).
Но голым, хоть и с ранцем, учиться не пойдешь. Во что-то надо одеться и обуться, тем более что на улице становится все холоднее. По этому поводу в сентябре сезонная одежда и обувь для детей и взрослых подорожала на 1,6–2,5%. А еще перчатки, трикотажные головные уборы и зонты. Впрочем, как и сухой корм для животных. Добавим от себя. И наполнитель для кошачьих туалетов экономкласса подорожал на 10 рублей.
Некоторые усмехнутся: дескать, подумаешь, какие-то два процента или 10 рублей. Однако с начала года ткани уже подорожали почти на 6%, одежда, белье и трикотаж — более чем на 5%, обувь — на 6,6%. Трудно связать приведенные цифры с официальной статистикой в 4,2%.
Идем далее. Бытовая химия с января, по данным Росстата, также не стояла на месте: моющие и чистящие средства подорожали на 5,6%. Однако эта цифра вызывает большое сомнение. Рассмотрим пример со средством для мытья посуды популярного бренда. В феврале 2015 года 500 мл стоили 59,9 рубля, а к январю 2016‑го — уже 89,9. Подорожание за неполный год составило более 30%. Росстат по итогам года зафиксировал также рекордные 22,4% на эту группу товаров на фоне инфляции в 12,9%.
Вспомним, что рубль в начале этого года стабильностью не отличался. Вот и объявили в феврале производители пеномоющих средств и парфюмерии о повышении отпускных цен на 10–20% (поскольку доля импортных составляющих у них очень велика). И что мы имеем к октябрю? Все то же средство для мытья посуды в начале года продавалось со скидкой (других вариантов даже не рассматриваем, базовая цена сейчас уже около 100 рублей) по 49,90, а сейчас — по 64,9. То есть вновь мы упираемся в 30%‑ный рост. Тогда при чем тут даже сильно усредненные 5,6% от Росстата? «Кредит с дебетом» тут явно не сходится.
Ну а промо-акции вообще с этой осени перестали быть таковыми. Говоря на сленге экспертов, они перестали быть очень глубокими. То есть процент скидки уменьшается на фоне все возрастающей базовой цены.
Скорее всего, по итогам октября и ноября нас ожидает очередной потребительский спад, ведь надо подкопить деньжат к Новому году. Бывает трудно объяснить ребенку, что его письма к Деду Морозу останутся безответными, так как у папы с мамой денег на очередной гаджет попросту нет. А вот на сладкое с игрушкой и позитивной установкой «все будет хорошо, только надо еще подождать» — пока есть. Другого ничего и не остается, кроме как верить и ждать.