О новом бюджете, который размещен на сайте правовой информации, Владимир Путин на форуме «Россия зовет!» отозвался следующим образом: «В текущем году правительство вернулось к трехлетнему планированию федерального бюджета. Может быть, это, честно говоря, и рановато для сегодняшних условий, но определенная доля здорового оптимизма у правительства присутствует, и я его поддерживаю».
Правительству удалось сбалансировать бюджет с дефицитом 3,16% (именно на этом настаивал президент – «МК»), что в принципе является приемлемым уровнем даже для экономик развитых стран. В 2017 году доходы ожидаются в 13,437 трлн рублей, расходы – 16,181 трлн.
Наибольшая часть пойдет на финансирование социалки — почти 5,1 трлн рублей. По разделу «Национальная экономика» планируются потратить 2,1 трлн. «Национальная оборона» вместе с открытой и закрытой частью составляет почти 4 трлн.
При этом дефицит Минфин намерен покрывать деньгами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. На 1 октября в Резервном фонде было аккумулировано 2,04 трлн рублей. До конца года потратят около триллиона. Таким образом, в случае выполнения плановых показателей проекта бюджета в 2017 году Резервный фонд будет практически пуст. В 2019 году такая же участь постигнет и ФНБ.
Правда, совсем ликвидировать резервные фонды не будут. С 2020 года Минфин предлагает ввести новое «бюджетное правило». Не исключено, что в них начнут отчислять излишки нефтегазовых доходов, в случае если цена за баррель топлива окажется выше прогнозируемых $40.
Пока же предложено больше занимать денег. В 2017 год Минфин установил рубеж по внешним долгам в $7 млрд, как это было в докризисные годы, а по внутренним – в 10,35 трлн рублей.
Разрыв в доходах-расходах год от года будет постепенно сокращаться. В 2018 году дефицит планируется в 1,99 трлн рублей, в 2019 – в 1,14 трлн. Интересно, что это произойдет как за счет повышения объемов доходов, так и из-за сокращения расходной части.
Чиновники настаивают, что здравоохранение и образование не пострадают, а вот военные нужды урежут. Высвободившиеся деньги распределят на гражданские программы.
Если присмотреться к проекту бюджета повнимательнее, то в нем можно обнаружить элементы так называемой «жесткой экономии». Например, правительству в 2017 году запрещено увеличивать число федеральных госслужащих и казенных учреждений. Госкорпорации обяжут вернуть неиспользование в 2016 году бюджетные средства. Уменьшится финансирование программ поддержки агропромышленного комплекса.
«Проект федерального бюджета на 2017-2019 годы формировался исходя из самых консервативных оценок, чтобы в перспективе сдержать рост дефицита. – полагает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. – На 2017 год заложена цена на нефть в $40 за баррель. В расчетах на 2018-2019 годы – $55 за баррель. Опираться на позитивные прогнозы, основанные на росте стоимости «черного золота» – крайне опрометчиво. Проблемы надо решать вне зависимости от ситуации на внешних рынках. Впрочем, даже если цены на углеводороды окажутся на порядок выше, ожидать профицита не стоит. Скорее увеличатся расходы на оборонку, причем без лишних обсуждений, в уведомительном порядке».