Депутаты безусловно тоже люди и им хочется сидеть на работе за удобным, красивым письменным столом. Однако, когда кошельки их избирателей «худеют» день ото дня, такие расходы вызывают как минимум недоумение.
«За последний год произошло увеличение числа бедных россиян, то есть тех тех, чьи доходы находятся ниже уровня прожиточного минимума. Кроме того, продолжают сокращаться реальные доходы населения. В течение последних 22 месяцев этот показатель снижается. По итогам августа в годовом выражении он упал на 8,3% и это на фоне постепенного снижения инфляционного давления. Естественно, что в подобных условиях население вынуждено сокращать свои расходы», — комментирует «МК» аналитик ГК Forex Club Ирина Рогова.
Впрочем, на эту статистику парламентарии видимо предпочитают не обращать внимания. Так, например, офисные деревянные тумбы будут приобретены в количестве 521 штуки. На них потратят около 28 млн 789 тысяч рублей. Причем, цены на эту мебель сильно отличаются: от 32 тысяч 548 рублей до 110 тысяч 639 рублей за штуку.
«Тумбы за 110 тысяч действительно должны быть особыми, по крайней мере, мебельный масс-маркет подобные рядовому потребителю не предлагает, найти тумбы в такой ценовой категории можно только в разделах дизайнерской мебели. Не исключаю, что речь идет о каких-то высокотехнологичных тумбах, обладающих некими уникальными свойствами, но крайне сложно предположить, какими, не исключено, что исключительно эстетическими», — отмечает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.
Кроме того, по словам экспертов, закупка мебели на 160,5 млн рублей во время кризиса и острой нехватки средств даже на выполнение простейших социальных обязательств – случай, конечно, вопиющий, но увы не единичный. «Сама система госзакупок у нас построена так, что принцип необходимости и достаточности никак не работает. Во-первых, у нас отсутствует нормирование, то есть любой чиновник может заказать что угодно, были бы деньги. Поэтому берутся позолоченные кровати, серебряные кинжалы и многие другие вещи, в которых нет никакой необходимости. А во-вторых, у нас техзадание формируется уже после выделения средств. Так почему бы не потратить деньги, раз они все равно выделены? Сейчас можно поругать чиновников за эти тумбы, но это ничего не изменит. Надо менять саму систему госзакупок. По оценке Росфинмониторинга коррупционная составляющая здесь порядка 1 трлн рублей (а сколько еще неизвестно Росфинмониторингу?). А вот такие случаи могут быть в рамках закона, если закупается действительно уникальная очень дорогая мебель. Как раз в сокращении таких неэффективных расходов и кроется лекарство от затяжного кризиса - в виде высвобождения средств для компенсации дефицита бюджета. Главное не зацикливаться на конкретных тратах, а смотреть на эту проблему шире. В данном случае, так необходимые для российской экономики деньги спрятаны не в тумбочках, а в неэффективно функционирующей системе госзакупок», — полагает директор Института актуальной экономики Никита Исаев.