Эта история берет начало в январе этого года. Тогда Антимонопольный комитет Украины признал «Газпром» виновным в нарушении законодательства «на рынке транзита газа» и наложил на компанию штраф в $3,3 млрд. Также регулятор обязал российскую компанию привести плату за транзит к «экономически обоснованному уровню» — с начала января Украина в одностороннем порядке повысила плату за транзит для монополии в полтора раза.
Теоретически, Киев был прав. Но только теоретически. Конечно, «Газпром» является основным поставщиком «голубого топлива» через украинскую транспортную систему в Европу. Но есть одна загвоздка — Россия продает газ на границе, поэтому ответственность за дальнейшее использование этого топлива возлагается на транспортировщика — то есть на Украину.
Но Киев дистанцируется от своих обязанностей. В апреле «Газпром» подал иск в Хозяйственный суд Киева. Суд вернул заявление без рассмотрения, сославшись на ненадлежащее оформление. В мае «Газпром» обращался в Киевский апелляционный суд, но решение осталось без изменения. В июле Высший хозяйственный суд Украины также отказал «Газпрому» в кассационной жалобе.
Начнем с претензий украинской стороны. По их мнению, «Газпром» злоупотребляет монопольным положением при транзите газа через Украину. Обвинение серьезное, но не естественное. Россия единственная из стран всего мира, которая способна экспортировать газа через Украину. Обвинять «Газпром» в монополии, тоже самое, что глядеть в кривое зеркало — и сам недовольный, и зрители не понимают за что платят.
Но теперь наступают времена похуже. Украина сокращает потребление газа — за последние 2,5 года оно снизилось на 30%. Страна все меньше нуждается в энергоресурсах в связи с падением промышленного производства. Киев говорит, что покупать газ на Западе дешевле. Эта экономика вызывает удивление — газ, который страны Евросоюза продают «Незалежной», также из России и его стоимость явно выше, чем топливо, которое Киев получает из нашей страны.
Что делает Киев- отграничивает потребителей. «Укрэнерго» в снизило передачу электроэнергии по сетям на 11,5%.
Поэтому, по мнению главы государственного энергетического холдинга «Нафтогаз» Андрея Коболева, для успешного прохождения зимы будет достаточно закачать в украинские подземные хранилища газа 14,5 млрд куб. м. газа. Для сравнения — в 2015 года запасы составляли 17 млрд куб. м, а в домайданные.
Потребности Европы в этих показателях оставляют 170-200 млрд кубометров. ЕС не позволяет нам открыть на полную мощность газопровод «Северный поток» и приступить к строительству маршрутов «Северный поток — 2» или «Южный поток». Но претензии Киева в $3,3 млрд — это даже не подарок, не преференция.
Что придется делать в такой ситуации Киеву — сова отбирать газ из европейской трубы. Простит ли его в этом случае Брюссель — будем догадываться.
ЭКСПЕРТ «МК»:
Сергей Водолагин, партнер Westside Advisors:
«В принципе, ситуации, когда крупные штрафы налагаются на компании, занимающие доминирующее положение на рынке, не редкость, в т.ч. в Европе, США или России. Не так давно ФАС РФ оштрафовала компанию «Гугл» за злоупотребление доминирующим положением на рынке почти на полмиллиарда рублей. Обоснованность и справедливость штрафа, наложенного на «Газпром» украинским антимонопольным органом, вызывают много вопросов. Поэтому вряд ли Украине удастся исполнить решение украинского госоргана на территории России. Однако, и в России, и на Украине существует механизм обращения взыскания на имущество должника, отказывающегося платить. У «Газпрома», несомненно, имеется на территории Украины имущество, и украинские власти смогут найти процедуру, в соответствии с которой они смогут удовлетворить свое требование за счет такого имущества».