Официально бюджетное правило, при котором нефтегазовые налоговые доходы свыше так называемой цены отсечения направляются не в бюджет, а в Резервный фонд, работает с 2013 года. В принципе аналогичная схема действовала с 2004 года, но тогда этот фонд назывался не Резервным, Стабилизационным.
В 2004 году цена отсечения составляла $20 за баррель (при нефтяных котировках от $33 до $52), а в 2006 году, когда цены на сырье доходили до $66-68, она выросла до $27.
Доходы бюджета раз от раза превышали расходы. Кроме того, динамика роста цен на нефть существенно опережала рост цены отсечения. В результате, по мнению экспертов, в Стабилизационный фонд поступало до 75% дополнительных доходов от благоприятной внешней конъюнктуры.
В феврале 2008 года Стабфонд разделили на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Первый должен был стать опорой бюджета, а второй рассчитывали вообще не тратить, а сохранить для будущих поколений.
Но затем обстоятельства российской экономики заставили изменить эти схемы. После кризиса 2008-2009 годов новой ценой отсечения стал уровень в $45-50. При принципе, это было вполне нормально, так как цены на нефть тогда находились в коридоре $60-80. В конечном итоге цена отсечения дошла до $96, но тогда и нефть стоила дороже $110.
Все это осталось в прошлом. Сейчас Резервный фонд близок к исчерпанию. По словам замминистра финансов Алексея Лаврова, он может полностью закончиться уже в 2017 году. Есть такие пессимисты, которые утверждают: это произойдет в первые месяцы следующего года. «В этом случае Минфин приступит к финансированию дефицита бюджета из ФНБ», — сказал Алексей Лавров.
Насколько сбудутся такие мрачные перспективы — покажет время. По состоянию на 1 сентября в Резервном фонде оставалось 2,09 трлн рублей, в ФНБ — 4,72 трлн.
Оценивая эту статистику, вполне можно предположить, что Резервного фонда, действительно, едва хватит до конца этого года, а средств ФНБ, которые съедаются переводами денег в Пенсионный фонд и инфраструктурными проектами, хватит ненадолго.
Что же делать в такой ситуации? Минфин ищет выходы. Ведомство Силуанова считает: необходимо заморозить расходы бюджета на 2017-2019 годы на уровне 2016 года. Кроме того, по словам министра финансов, пополнять резервы нужно сверхдоходами от экспорта нефти, если та будет стоить дороже $40 за баррель.
Возникает вопрос: а будет ли это выходом из положения? В бюджет-2016 правительство закладывало стоимость «черного золота» в среднем по году в $50. Сейчас баррель стоит $47. В феврале падал до $30. А выше $52 не поднимался, и то это это продолжалось не более недели. Так что, необходимый «полтинник» вряд ли будет получен.
Поэтому причина, почему Силуанов требует назначить «цену отсечения сверхдоходов» в $40, вполне очевидна.
Во-первых, Минэкономразвития уже заложило в основу бюджета эту планку на 3 года вперед. Во-вторых, даже если цены будут выше, то правительство сможет найти дополнительный способ погашения дефицита бюджета, а также сможет пополнять тонущий Резервный фонд, который спасает Россию год от года.
Впрочем, у этой схемы много недостатков. Для роста нефтяных котировок требуется соглашение основных мировых производителей сырья. Смогут ли они договориться, мы узнаем через неделю, когда будет проходить их встреча в Алжире. Ее перспективы весьма туманны. Между тем экс-министр финансов Алексей Кудрин предрекает падение цен на нефть ниже $30. Правда, он говорит, что это произойдет в ближайшие 20 лет и многих из нас такая трагедия не коснется.