МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Когда умрет рубль

И что делать, чтобы наша экономика не зависела от решений американской ФРС

Федеральная резервная система США решила все-таки не повышать ставку, по которой кредитуются банки и реальный сектор. Это значит, что трейдеры пока не бросятся переводить свои активы из нефти и золота в зеленые бумажки. То есть одним фактором риска для цен на сырье стало меньше. Это хороший знак для рубля.

Впрочем, руководитель ФРС Джанет Йеллен пригрозила: в декабре ставка все-таки будет повышена. Одновременно с этим прошло закрытое совещание у премьер-министра Медведева по поводу новых прогнозов экономического развития России. Получившие огласку данные оказались если не пугающими, то настораживающими: темпы роста ВВП в ближайшие три годы будут заметно медленнее, чем предполагалось еще в апреле, а инфляция окажется выше.

«МК» решил спросить у экспертов: что у нас будет с рублем и покупательной способностью населения в ближайшее время, а тем более — после решения ФРС в декабре?

Фото: Алексей Меринов

Но сначала — еще несколько слов о закрытом совещании у Медведева. Согласно последним планам правительства, нам нужно готовиться к тому, что расходы бюджета в ближайшие три года расти не будут. Их зафиксируют на уровне текущего года — не более 15,8 трлн рублей. С учетом инфляции это означает, что реальные расходы на содержание страны будут только уменьшаться. Такой стагнации не было последние 20 лет.

Хуже того: доходы бюджета будут ниже расходов. В 2017 году — аж на 3,5 триллиона. Чтобы залатать эту дыру, придется полностью растратить Резервный фонд, запустить руку в Фонд национального благосостояния, но и этого будет мало. Чтобы свести концы с концами придется ускорить приватизацию крупных госпредприятий и начать снова занимать за границей. Но кто нам даст взаймы из-за санкций?..

Замечу, что это еще не худший из сценариев. Он основан на предположении, что нефть будет стоить $40 за баррель или выше. Насколько туго нам придется затянуть пояса в случае ее падения до $25–30 — на совещании правительства обсуждалось, но нам не говорят.

— О планах ФРС США говорить пока рано, что бы ни заявляла его руководительница, — сказал «МК» первый проректор Финансового университета при Правительстве России Константин СИМОНОВ. — Конечно, повышение ставки будет означать укрепление курса доллара — это подтолкнет нефтяные цены вниз, что бы мы ни делали, как бы мы ни договаривались о сокращении добычи с саудитами и иранцами. Но в ФРС пока еще сами не знают, какой будет их политика с новым президентом США. Эта политика будет зависеть от того, кто станет хозяином Белого дома, а это еще не очевидно.

Что касается планов нашего правительства, то они тоже очень сильно будут зависеть от курса доллара и цены на нефть. Если волатильность на углеводородном рынке сохранится, то и московский Белый дом будет метаться вслед за ней.

Лично я предполагаю, что состоится оптимистичный сценарий: нефть будет колебаться в районе $45–50 за баррель, а это не должно привести к серьезному обвалу рубля. Но и ожидать праздника жизни в России не приходится. Жизнь заставит привыкать к бюджетным ограничениям. Хотя, если говорить откровенно, наше государство пока не научилось жить по средствам. Даже при цене $50 у нас бюджет не сходится. Это — самая главная проблема, а не курс валют.

Поэтому мой среднесрочный прогноз заключается в том, что если правительство не научится жить по средствам, тогда ему придется и влезать в долг, и прибегать к эмиссии, что будет разгонять цены и девальвировать рубль — или даже просто обрушить, убить его.

Иной точки зрения относительно эмиссии и судьбы рубля придерживается доктор экономических наук, бывший министр труда и социального развития Оксана ДМИТРИЕВА:

— Повышение ставки ФРС даже на целые полпроцента по идее не должно никак отразиться на благосостоянии россиян, если наша власть будет вести себя грамотно. Рубль зависит от массы факторов, а не только от ставки ФРС. Он в гораздо большей степени зависит от политики Центрального банка России.

Что касается покупательной способности россиян, то при нынешнем курсе правительства, да еще и при таких результатах партии власти на выборах она, конечно, будет падать. Если зарплаты заморожены, а цены все равно растут, то какая может быть покупательная способность? Идет экономический спад. Сокращается потребление — сокращается производство.

Я думаю, что выход из кризиса в том, чтобы делать все наоборот: индексировать денежные доходы граждан, чтобы стимулировать платежеспособный спрос; снижать налоги, чтобы стимулировать предпринимательскую активность. А экономить — на различных банковских аферах. И тогда никакие решения ФРС нам будут не страшны.

Эксперты могут спорить бесконечно, но главная проблема нашей экономики — это отсутствие инвестиций. А их нет потому, что никто не знает, каким будет курс рубля. Дело даже не в самих абсолютных цифрах (пусть 100, пусть 200), а в том, чтобы они были предсказуемыми. Именно поэтому Правительство России и пытается убедить всех в последнее время в том, что курс рубля в ближайшие три года будет стабильным. Таким же, как сегодня. А вот являются эти заверения вербальной интервенцией или реальной возможностью — покажет время.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах