— Каково поголовье кабанов в России?
— Согласно опубликованным данным, диких кабанов у нас чуть более трехсот тысяч, включая Зауралье, Сибирь и Дальний Восток. В центре страны обитает меньше половины. По сравнению с домашним поголовьем свиней это капля в море, учитывая, что один крупный свиноводческий комплекс может содержать несколько десятков тысяч свиней. То есть 5–6 таких предприятий полностью перекрывают численность кабанов в дикой природе.
— Почему с проблемой АЧС столкнулись именно в центре страны?
— Потому что здесь самая высокая численность домашних свиней, в том числе на частных подворьях. Последнее особенно развито в южных регионах, где распространено свободно выгульное содержание.
В период с 2007 по 2016 годы вспышки АЧС регистрировались в 39 субъектах. В 10 регионах заболевали только домашние свиньи, в 18 субъектах сначала вирус АЧС обнаруживали у свиней, а затем у диких кабанов.
По информации Россельхознадзора, основной причиной распространения являются пищевые отходы, инфицированные домашние свиньи, персонал, транспорт. Контакт с дикими кабанами — на одном из последних мест.
Наконец, отмечено, что распространение болезни преимущественно происходит вдоль автомобильных и железнодорожных магистралей.
— Как ведет себя больной кабан?
— Он теряет миграционный инстинкт, иначе говоря — всякое желание к перемещениям. Тут полная аналогия с человеком, заболевающим гриппом. Недомогание развивается быстро. Именно поэтому погибших от АЧС кабанов находят целыми семьями.
— А существуют ли реальные способы организовать тотальное уничтожение этого биологического вида? И вообще, были ли где-либо предприняты масштабные шаги по депопуляции?
— В отношении кабана в любом случае такие меры неэффективны. В Испании 35 лет боролись с АЧС. Местные ученые давно утверждают, что кабаны — не основной источник эпидемии. Более того, снижение количества заболеваемости среди домашних свиней ведет к уменьшению этого показателя среди кабанов.
Международный опыт показывает, что депопуляция диких кабанов не только неэффективна в качестве противоэпизоотической меры, но нередко способна усугубить ситуацию, способствуя территориальной экспансии заболевания. Активный отстрел побуждает животных покидать привычные места обитания, перегруппировываться.
Антинаучные примеры ликвидации в живой природе известны, но ничем хорошим это не кончилось. Самый наглядный случай — уничтожение воробьев в Китае. Результатом «антиворобьиной» кампании стали закупка и завоз в Поднебесную живых воробьев из СССР и Канады.
Дикие и домашние животные, конечно, имеют много общих заболеваний, но это же не повод уничтожить всю дикую фауну!
— Как вы оцениваете действия властей?
— Судя по тому, что вспышки продолжаются, принимаемые меры по исключению перемещения инфицированной продукции в «чистые» регионы недостаточны. Вывозить продукцию из свинины из зараженных АЧС районов категорически нельзя. Карантин устанавливается именно для этого. Однако для отечественной ветеринарной службы реализовать все это на практике оказалось невыполнимой задачей.
— Реально ли запретить выращивать в приусадебных хозяйствах домашних свиней? И нужно ли это делать?
— Трудно сказать, насколько запрет содержания домашних свиней поможет. Достоверных случаев заражения домашних свиней от диких кабанов, кроме как при выпасе, не выявлено.
— Существуют меры предосторожности на охоте при разделке туш кабана, приготовлении мяса? При каких условиях инфекция убивается на 100%?
— Вирус АЧС, как известно, не опасен для человека и гибнет при нагревании до 70 градусов. Но вирус, попавший в почву, например, с кровью, сохраняется там до восьми месяцев. Поэтому разделывать туши кабанов в очагах заболевания не следует, их нужно только утилизировать в соответствии со специальной инструкцией.
— Что говорят охотники по поводу всей этой истории?
— Охотники говорят, что кабан — жертва, а не виновник АЧС и его тотальное уничтожение не поможет искоренению заболевания.