Разработкой новых программ для правительства сейчас занимаются две основные группы: Центр стратегических разработок Алексея Кудрина и участники «Столыпинского клуба», куда входят крупные предприниматели, экономисты. Соревновались, как на олимпиаде.
Если Кудрин обещал показать проект только к весне следующего года, то «столыпинцы» представят свой вариант уже осенью. Причем их программа дорабатывается совместно со всеми ключевыми министерствами и ведомствами. Поэтому альтернативной ее можно будет назвать только отчасти.
На днях состоялось очередное заседание рабочей группы, на котором были озвучены довольно «крамольные» предложения. Если они войдут в итоговый документ, то это будет означать разворот на 180% всей экономической политики с последующей неизбежной сменой руководства правительства.
Начнем с того, что на рабочей группе было четко заявлено, что причины нынешнего кризиса связаны преимущественно с внутренними факторами. При этом говорилось об экспортоориентированной структуре экономики, о неудачной реакции властей на падение мировых цен на «черное золото» в конце 2014 года, вследствие чего произошел обвал обменного курса рубля.
Также «нехорошим» словом помянули резкое повышение ЦБ ключевой ставки, что вынудило бизнес еще больше ограничивать свою инвестиционную и производственную активность.
По мнению экспертов, преодоление всех этих негативных явлений возможно только при кардинальном изменении приоритетов государственной денежно-кредитной политики.
В условиях низкой монетизации экономики, когда в России соотношение денежной массы к объему ВВП равно всего 45% (в Китае 195%), ЦБ, не опасаясь значительного повышения инфляции, может спокойно удвоить этот показатель. Эмиссия объемом не менее 1,5 трлн рублей в год должна быть направлена не на рост госрасходов, а на стимулирование инвестиций в реальное производство. Получается некий вариант американской политики «количественного смягчения».
В качестве индикаторов насыщенности кредитования предложено увеличить долю ипотеки в общем объеме сделок на рынке жилья с 24,6 до 45%, а продаж новых автомобилей в кредит довести до 60%. При этом процентная ставка по коммерческим кредитам к 2020 должна составить не более 5–7%, а к 2025 3–5%. Плюс принять механизм использования рублей в расчетах за российский экспорт.
Для новых производств в программу предложено включить ряд положений, касающихся уменьшения фискального бремени. В частности, ввести налоговые каникулы до 5 лет по уплате налога на прибыль, на имущество, землю для инвестпроектов. Сделать налоговый зачет на 25% от стоимости купленного нового оборудования по всем видам налоговых платежей и импортных пошлин, установить регрессивную шкалу социальных страховых платежей в зависимости от уровня производительности труда на предприятии.
Наконец, члены рабочей группы не против внедрения так называемого «офшорного» коэффициента – 200% на налог на имущество, землю, недвижимость, дивиденды, отмена возврата НДС при экспорте для компаний с офшорными владельцами или осуществляющих экспортно-импортные операции с офшорными компаниями.
Не забыли и про тарифы, рост которых постепенно ограничить до 2-3%. При этом не допускать, например, под предлогом модернизационных расходов, каких-либо отклонений от этих целевых показателей.
Кроме того, разработчики программы хотят ввести в коммерческий оборот неиспользуемые государственные земельные активы. Для этого потребуется инвентаризация всего федерального, регионального и муниципального имущества.