Август для России стал прорывным месяцем для разрешения сразу нескольких проблем в газовой отрасли. Точнее, в вопросах строительства новых газопроводов в Европу.
Сначала, премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил, что в ближайшее время будет создана российско-болгарская рабочая группа по возобновлению строительства «Южного потока». Его планировали проложить по дну Черного моря в болгарскую Варну, а затем через Балканы в Италию и Австрию. К строительству приступили в декабре 2012 года, а завершить хотели в 2015 году.
Не получилось — воспротивился Брюссель. Он посчитал, что «Южный поток» противоречит принципам Третьего энергопакета ЕС, который не допускает монополизации газового рынка Старого Света. Еврокомиссия требовала, чтобы в этой трубе присутствовало не только российское топливо, но и сырье других поставщиков. Проект был заморожен, но теперь он обрел второе дыхание.
Примерно то же самое можно сказать и о «Турецком потоке» — его рассчитывали проложить также через черноморскую акваторию в Турцию. Затем газ мог бы поступать в Грецию, а потом в другие европейские страны.
Однако начало его строительства постоянно откладывалось — Анкара раз от раза срывала подписание межправительственного соглашения. По большому счету, турки рассчитывали на скидки за наш газ. Иногда доходило до откровенного шантажа. Так, в октябре 2015 году во время визита в Японию Эрдоган заявил, что Турция может получать не только российский газ, но сырье из «многих других мест. Это стало бы большой потерей для России».
Впрочем, потом Анкара пришла к выводу, что погорячилась: строительство альтернативных «Турецкому потоку» маршрутов — Трансанатолийского газопровода из Азербайджана и Трансадриатического газопровода (также из Каспийского региона) — идет со скрипом и будет завершено не ранее 2020-х годов, потому нужно делать ставку на более надежные проекты. Поэтому на встрече с Владимиром Путиным Эрдоган пообещал, что приложит все усилия, чтобы возведение трубы из России снова выйдет на первое место.
Теперь на очереди реанимация еще одного газопровода в Европу из нашей страны — «Северного потока — 2», который должен пройти по дну Балтийского моря в Германию. Его также так и «Южный поток» замораживали из-за сложностей с Третьем энергопакетом. Но, как на днях, заявил замглавы «Газпрома» Александр Медведев, он реализуется по графику. «Мы ответили на все вопросы по возражениям. Решили что не будем ждать», — отмечает Медведев.
Все эти проекты дадут России возможность полностью отказаться от экспорта газа в Европу посредством украинской газотранспортной системы. Нашей стране это позволит здорово сэкономить. Как говорил глава «Газпрома» Алексей Миллер, транспорт топлива в Европу по территории Украины обходится дороже на 20%, чем через тот же «Северный поток — 2». За 25 следующих лет транзит через Украину влетит «Газпрому» в $25-42 млрд лишних расходов. «Северный поток-2» обойдется вдвое дешевле. Кстати, строительство этой трубы на руку Западу, поскольку в этом проекте участвуют европейские компании. По словам Миллера, экономия за счет отказа от украинских труб позволит выплачивать акционерам Nord Stream дивиденды в $7 млрд.
А вот Украина, если по ее трубам прекратят прокачивать газ, то они превратятся в обыкновенный металлолом. Доходы Киева от транспортировки российского топлива в Европу составляют значительную долю доходов бюджета, который и так дефицитен.