МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Россиянам не дадут похудеть?

Вице-премьер правительства и эксперты рынка высказались против приказа Минздрава

К 2020 году доля отечественных препаратов на российском фармрынке в стоимостном выражении должна достигнуть 50 процентов. Такую задачу поставило руководство страны, это прописано и в федеральной программе «Фарма 2020». Но, как выясняется, способствуют воплощению подобных планов в жизнь не все ведомства. Что же мешает импортозамещению в фармацевтике?

Большинство лекарственных препаратов Россия до сих пор покупает за рубежом, цены - сами знаете какие. Частные компании, пытающиеся наладить производство медицинских средств в своем Отечестве, нередко получают по рукам – перед ними вырастает гора запретов, «особых мнений», сомнительных приказов. Рассмотрим ситуацию на конкретном примере. Российская компания «Промомед» более десяти лет успешно работает на фармацевтических рынках РФ и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Год назад компания стала акционером одного из крупнейших и старейших в стране фармацевтических заводов «Биохимик», расположенного в Мордовии.

В итоге предприятие с более чем полувековой историей получило новый импульс развития. Компания «Промомед» инвестировала в ОАО «Биохимик» значительные средства и запустила новый производственный проект. Сейчас на «Биохимике» налажен выпуск больших объемов современных антибиотиков, противоопухолевых, сердечно-сосудистых, противовирусных и прочих лекарственных препаратов. Мордовское предприятие выпускает более 100 наименований лекарств, 70 процентов из которых – препараты из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Казалось бы, вот он, пример успешного импортозамещения: конкурентоспособная продукция по ценам дешевле западных аналогов, новые рабочие места, дешевые российские лекарства, налоги в бюджет… Но на поверку все выходит не так гладко.

В числе многочисленных лекарств фармацевтическая компания «Промомед» выпускает средство для терапии ожирения (которым, как известно, страдает более 25 % населения России) - «Редуксин».

Средства от его продажи, в том числе, направляются на реконструкцию отечественного гиганта «Биохимик», запуск новых технологических линий для производства жизненно необходимых и важнейших препаратов.

На протяжении нескольких лет к препарату не было никаких претензий: отпускаемый по рецепту врача, он доказал свою необходимость. Поистине редкий случай: отечественный препарат в разы опередил иностранных конкурентов. Но ситуация вдруг поменялась: как сообщило Российское агентство медико-социальной информации (АМИ), Минздрав подготовил проект приказа, «предписывающего включать в перечень предметно-количественного учёта (ПКУ) все препараты, содержащие не только сильнодействующие и ядовитые вещества «в чистом виде», но и сильнодействующие вещества в сочетании с другими фармакологически активными компонентами».

Как подчеркивают эксперты, «на практике это означает не только сложную и дорогостоящую спецрегуляцию и спецхранение таких лекарств, но и значительное усложнение процедуры получения рецепта на них. А главное: попасть под действие приказа теперь может внушительный перечень препаратов — вплоть до корвалола, валокордина и нурофена». По сообщению агентства АМИ, пока из обширного ряда лекарств под приказ о включении в предметно-количественный учёт почему-то попали два препарата — «Редуксин» и «Редуксин Мет». Те самые, выпускаемые «Промомедом». Что произойдет дальше – нетрудно догадаться: если отечественное лекарство запретят, на рынок хлынут импортные аналоги сомнительного качества и гораздо дороже по цене. Также возрастет риск увеличения неконтролируемого оборота незаконно произведенных средств, в частности биологически активных добавок, в основном китайского производства.

Ситуацией уже заинтересовались общественные организации. «В этой связи мы готовим антикоррупционную экспертизу по этому приказу, разбираемся, почему он вообще появился и почему под его действие попали отечественные производители», — сказал в январе 2016 года председатель общероссийской общественной организации «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти» Виктор Костромин.

И разобрались: в Администрацию президента было отправлено официальное письмо с просьбой провести проверку на возможный конфликт интересов и нарушение антикоррупционного законодательства РФ.

Препараты для терапии ожирения являются одними из самых изученных в России – в 2012-2014 гг. проводились исследовательские программы «Весна» и «Примавера», в которых приняли участие более 100 тыс. пациентов и более 3 тыс. самых авторитетных врачей. «Примавера» вообще стала крупнейшим в мировой эндокринологии обсервационным исследованием. Обе программы подтвердили безопасность и эффективность.

Сомнения по поводу приказа Минздрава и в поддержку препарату выразили доцент кафедры эндокринологии и диабетологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова Алевтина Оранская, член комитета Госдумы по охране здоровья Александр Петров, старший юрист Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнёры» Андрей Баширов.

В защиту производителей «Редуксина» выступил глава Мордовии Владимир Волков. А вице-премьер Аркадий Дворкович, как сообщил портал life.ru, потребовал от Минздрава отменить дискриминационный приказ.

На основании экспертных оценок Аркадий Дворкович вынес резолюцию, что «правовое регулирование препаратов «Редуксин» и «Редуксин Мет» является достаточным, а их включение в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, а также приостановление обращения сибутрамино-содержащих лекарственных препаратов является необоснованным. Продолжение работы по указанным направлениям признано нецелесообразным».

На сегодняшний день складывается патовая ситуация: реакция правительства РФ есть, а о реакции Минздрава не слышно. Между тем к вопросу подключилась и Генеральная прокуратура РФ. Проведя проверку по депутатскому запросу, надзорное ведомство пришло к выводу о том, что «Редуксин» и «Редуксин Мет» не подпадают под ПКУ и что Минздрав РФ нарушил целый ряд нормативных актов при подготовке своего приказа.

Вполне возможно предположить, что фармацевтический конфликт замешан на больших деньгах. Ведь известно, что в лечении от ожирения нуждаются несколько миллионов россиян. Нетрудно догадаться, какому обороту на рынке соответствует эта цифра. Эту арифметику хорошо понимают и конкуренты.

Остается открытым вопрос: почему чиновники проявляют завидное упорство именно в отношении этих лекарственных препаратов, не обращая внимания на мнения Генпрокуратуры, Правительства РФ и экспертного сообщества?

Мы постараемся информировать наших читателей о развитии ситуации.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах