Закон «О торговле» давно уже подвергается существенным изменениям. Законодатели упорно пытаются защитить интересы производителей и поставщиков в их борьбе с ритейлерами. Последние, действительно, еще несколько лет назад правили бал: например, задерживали оплату поставленных товаров даже сверх определенным тогдашним вариантом закона лимитом в 60 дней. Сейчас же до принятия Госдумой последних поправок сроки оплаты определены от 10 дней после принятия товара (вернее документов на него) до 45, в зависимости от того как он быстро портится.
Безусловно, торговые сети надо держать в черном теле. Слишком уж в этой сфере большие прибыли, часть которых к тому же легко скрывается от налоговиков. И ценами манипулируют, и производителей гнобят, оставляя последних без части честно заработанных денег. И те не могут развиваться.
Но вот что интересно. Сколько бы госрегуляторы не зажимали ритейлеров, цены в сетях не падают. Наоборот, во второй половине 2014 года и весь 2015 год цены на продукты бешено росли — до 50% годовых. Но тут дело не в величине бонусов и сроках оплаты товара. Все сделал рухнувший рубль и продуктовые антисанкции.
В начале 2016 года цены тормознули. Пока накопленная инфляция достигла лишь 3,1%. В прошлом году в это же время она раза в три превышала нынешние показатели. При этом, как подсчитали правительственные эксперты, продукты дорожают медленнее, чем непродовольственные товары и услуги.
Но опять же не за счет давления на торговцев правительства и депутатов. Просто падает потребительский спрос (в прошлом году он рухнул сразу на 10%, сейчас цифры не такие страшные, но все равно спрос скукоживается). А падает он потому, что уменьшаются реальные доходы населения. По данным Росстата, в мае они опять просели более чем на 5%.
Сетям, особенно экономкласса, приходится бороться за каждого покупателя до последней крошки. Применяются различные скидки, на которые потребители и покупаются.
Так зачем же огород городить? Зачем вводить новые ограничения на ритейл?
Напомним, что законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности» группа депутатов и сенаторов во главе с Яровой внесла в Госдуму еще в январе 2015 года. В мае того же года он прошел первое чтение. И завис. О необходимости его быстрейшего принятия (еще до окончания полномочий VI Госдумы) два месяца назад предупредил Владимир Путин после прямой линии.
Вот депутаты и поторопились, приняв сразу во втором и третьем чтениях, по признанию многих из них, довольно «сырой» закон.
Итак, что же будет изменено в госрегулировании сетей? В первую очередь бонусы за продвижение товаров ритейлом будут ограничены 5%. Сейчас — 10%. В эти «премии» будут включены и все прочие допрасходы поставщиков.
Другой важный пункт — сокращение срока, в течение которого ритейлер обязан заплатить производителю за поставленный товар. За скоропортящийся товар — максимум 8 дней, за товар со сроком хранения до одного месяца — 25 дней, более месяца — 40. Также сроки отсрочки платежа будут рассчитывать со дня передачи товара в торговую сеть, а не с момента, когда поставщик передал ритейлеру полный комплект документов на продукцию.
Меры жесткие. Но выполнимые, как уверены даже сетевики. Поставщики же вообще довольно потирают руки. Но ритейлеры до последнего были уверены в том, что им дадут год для того, чтобы перезаключить все договоры и поменять документацию. Впрочем, потом стало известно, что закон вступит в силу 1 января 2017 года. Однако в самый последний момент, то есть 24 июня, в последний день работы Думы, было заявлено, что все вступает в силу уже через 10 дней после официальной публикации правового акта. Правда, разрешается новые договоры заключать до 1 января.
Но в любом случае, сетям придется пережить довольно долгий период дезорганизации. Их представители предупреждают, что из-за этого неизбежно сократится ассортимент. Может вернуться даже давно позабытый дефицит.
Производители успокаивают: полки останутся полными.
Но никто из них не обещает снижения или хотя бы стабилизации цен на продукты. Они продолжат свой рост. Как всегда, власти увлекаются регулированием рынка, а покупатели все равно задыхаются от новых цен. Лучше бы подтолкнули конкуренцию среди сетей. Тогда бы и величина бонусов была бы не главным противоречием между ритейлом и производством.