Начнем с главного, а именно с импортных пошлин. В беседе с корреспондентом «МК» исполнительный директор ЦИКР Елизавета Никитина уточнила, что пошлины на какао-бобы были отменены еще в 2005 году, и нулевая ставка действует до сих пор. Вполне логично, ведь эти «дерева» у нас не растут.
Однако одних только бобов недостаточно. Для производства шоколада нужны какао-паста и какао-масло. А это удовольствие — не из дешевых. Тонна какао-пасты в прошлом году стоила около $5000, а какао-масла — $7000. Плюс ввозные пошлины: на пасту — 3%, на масло — 5%. Нестабильный рубль и падающий спрос загнал отрасль в тупик. Вот почему год назад Ассоциация предприятий кондитерской промышленности «АСКОНД» обратилась в Минэкономразвития с заявкой об обнулении пошлин на продукты какао-переработки.
Не сразу их услышали, пришлось, конечно, подождать. И вот в конце февраля этого года было принято решение об обнулении пошлин на пасту и масло (до конца 2017-го). Какао-порошок пока к ним не примкнул. Де-факто в условиях нулевой ставки кондитеры стали работать с конца марта. Так что производители шоколадных изделий теперь у нас в «полном шоколаде».
По подсчетам экспертов, отмена пошлин освободит для отрасли более 1 млрд рублей в год. В связи с этим возникает вопрос, а может, и нам, потребителям, что-то перепадет? Иными словами: подешевеет ли шоколад? Г-жа Никитина ответила «МК»: «Ждать удешевления шоколадных изделий вряд ли стоит, так как цены на основное сырье сохраняются на очень высоких уровнях, скорее эта мера поможет непосредственно производителям». Понятно, ведь производители тоже люди и им надо как-то жить.
Другим фактором, реанимирующим нашу кондитерку, стал растущий экспорт. Кроме традиционных торговых партнеров в лице Казахстана, Белоруссии и Киргизии у России появился новый, фактически бездонный рынок сбыта, — китайский.
Если еще год назад Поднебесная не входила даже в первую десятку наших покупателей, то сейчас по объемам закупок мучных изделий длительного срока хранения (печенья, вафель, кексов, рулетов, пряников) она вышла на третье место. А по шоколадной кондитерке Китай, показав рост в 2,5 раза, прочно обосновался в четверке лидеров. И динамика идет по восходящей.
Рост экспорта — дело, безусловно, благое, в том числе и для процветания страны. А как же обстоят дела с внутренним спросом? В январе-феврале 2016-го потребление шоколада россиянами снизилось до 3,8 кг (в пересчете на одного человека в год). По данным ЦИКР, максимальное значение за пятилетку показал 2014-й — 4,3 кг. Из-за дороговизны шоколадных изделий народ давно переключился на мучное (уже упомянутое выше печенье, рулеты, пряники).
Но последние, в свою очередь, тоже дорожают. Так, по наблюдениям «МК», в столичном магазине среднего класса самый заурядный рулет с маком (400 г) еще в начале года стоил 95 рублей, а сейчас уже 135. Не трудно подсчитать, что только за полгода рост составил 42%. Темпы подорожания явно опережают годовые 40% по шоколаду.
Тем не менее эксперты фиксируют оживление интереса к сладкому и на внутреннем рынке. Теперь вновь обратимся к статистике. Только за первый квартал текущего года импорт какао-бобов вырос на 30,5% по отношению к аналогичному периоду 2015-го, а рафинированного пальмового масла — почти на 40%. Именно эти два компонента специалисты называют основными в кондитерской промышленности.
Значит, без «пальмушки» уже никуда. Придется с ней смириться. Корреспондент «МК» спросил экспертов-кондитеров: «И все-таки, каков же процент чистых от «пальмы» изделий среди шоколада, конфет, мучного?» Конкретного ответа так и не прозвучало.
Напрашивается вывод: что китайцу хорошо, то и русскому сойдет.