– «Переправа, переправа – берег левый, берег правый...» Вот уже не одно десятилетие прошло, несколько поколений сменилось, а «Тёркин» продолжает «брать за душу». Даже президент его в качестве такого эталона процитировал...
– Поэма Твардовского это точное попадание в народную частушечную стихию. Именно поэтому она так популярна была и остается. Поэтому с высказыванием Владимира Владимировича мне, как педагогу, в данном случае трудно не согласиться. В силу «народности» текста «Тёркина» ребенку-школьнику эту поэму проще воспринимать, чем, скажем, литературное произведение Пастернака. Но тут я бы призвал быть последовательными: сказав А, сказать вслед за тем Б. Надо, чтобы наше подрастающее поколение знало и о продолжении замечательной военной поэмы, написанном Твардовским, – «Тёркин на том свете». В этом произведении, которое доставило автору столько проблем, он попытался осмыслить послевоенные события. Ну а кроме того, если мы «проходим» по литературе Твардовского, нужно рассказать и о его работе главным редактором «Нового мира», о тех значимых для страны событиях , которые с этим связаны...
– Когда речь заходит про «литературу о войне», невозможно забыть о трилогии Симонова «Живые и мертвые». Или современным подросткам такие «кирпичи» осилить трудно?
– Конечно, тоненький томик «Тёркина» прочитать легче. Но в каждом конкретном случае это вопрос индивидуальности. – Индивидуальности отдельного школьника. И индивидуальности учителя. На первый план выступает вопрос подачи им материала, его искренность. – Если не горишь сам, невозможно зажечь других.
Важно еще «не перекормить» подобной литературой. Увы, вспоминаются яркие примеры тому из времен Брежнева.
Что же касается самого предмета разговора, возникшего на встрече с президентом, то я, честно признаться, не понимаю, а что же это вообще такое, «военная литература»? – Книги, где описываются бои, военные операции, приключения отважных разведчиков? Увы, именно в таком примитивном «ассортименте» подается Великая Отечественная во многих современных «бестселлерах» и кино-сериалах. Но у этих авторов получается не война, а «войнушка». А вот великолепные произведения Гроссмана, Некрасова, – они же не про «войнушку», они – про человека на войне. И даже если в тексте не упоминается про выстрелы и взрывы, война там, все равно, присутствует. Война подлинная, со всей ее античеловечностью.