Польша — традиционный покупатель нашего газа. «Голубое топливо» в эту страну начал поставляться во время Великой Отечественной войны. Еще 5 лет назад Польша занимала первое место среди государств Восточной Европы по объемам газового импорта.
Всего польское потребление составляет 15 млрд кубов. 10 млрд — поставки из России, остальное закрывают местные компании.
До последнего времени обе стороны это удовлетворяло. Теперь, как заявил представитель польского правительства по вопросам развития стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский, страна намерена уйти от долгосрочного контракта с «Газпромом». «Если цена российского газа будет конкурентоспособной, мы не исключаем возможности его приобретения, но точно не в рамках долгосрочного соглашения», — заявил Наимский.
Утверждение польского чиновника у экспертов вызывает недоумение. По словам замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности по газовым проблемам Алексея Гривача, долгосрочное соглашение между Москвой и Варшавой действует еще 6 лет. «За это время правительство в Польше поменяться 2-3 раза. Польша вела переговоры о демонополизации поставок газа из России в начале 2000-х годов, но тогда они не привели в успеху. Cпустя несколько лет Польша ощутила серьезную нехватку «голубого топлива» в осенне-зимний период. Это привело к дефициту топлива и к элементарному замерзанию части населения», — утверждает эксперт.
Сейчас это положение, несмотря на громкие заявления западных стран, не только не изменилось. «Добыча газа в Европе снижается. Падение наметилось в Великобритании и Голландии. Такой же расклад прогнозируется в Норвегии, из которой Польша намерена построить альтернативную российской трубу. Строительство газопровода мощностью в 10 млрд кубометров (именно столько необходимо полякам для закрытия внутренних потребностей) станет экономически не выгодным. Такие трубы никто строить не будет», — уверен Алексей Гривач.
Варшава надеется на терминал по сжижению газа, завершение строительства которого в польском городе Свиноуйсьце на Байкальском море должно произойти со дня на день. Этот терминал будет обладать мощностью 5 млрд кубов в год. Эти объемы могут быть увеличены до 7,5 млрд кубомов. То есть Варшава сможет заместить поставки из России.
Это мнение можно подвергнуть большому сомнению. «Строительство трубы мощностью в 10 млрд кубов — экономически не выгодно», — полагает Алексей Гривач. Интересней и дешевле Европе будет расширить газопровод «Северный поток» и достроить «Северный поток — 2» (магистральные трубы между Россией и ЕС, также проходящие через Балтийское море). В пользу этих проектов давно выступают Германия, Австрия и другие страны ЕС.
«Демарш Польши — торговый момент. В условиях низких цен на энергоресурсы они стараются сбить тарифы. Но соглашение заключено на долгосрочной основе и будет пересматриваться даже в Стокгольмском суде менее года-двух», — уверен Гривач.
За это время можно будет, в поддержке с Берлином и Веной, продавить строительство упомянутых газопроводов из России. Да и Польша может отказаться от сделанных заявлений. Например, газ с Ближнего Востока обходится ей в 2 раза дороже российского.
Напомним, что уже давно для борьбы с российской газовой зависимостью Польша заключила контракт с Катаром на поставки сжиженного газа. Но на всю мощность газа поставщиков найти не удалось: дефицит сжиженного топлива ощущалась в объемах 50% от заявленных объемов. Средняя цена на сырье «Газпрома» в Европу до последнего времени составляла $380 за тысячу кубометров. По формуле, указанной в соглашении Польши и Катара от 2014 года, цена за тысячу кубометров СПГ составляет более чем $650.
И есои сейчас поляки отдают нам за 10 млрд кубом примерно $3,8 млрд, то при полном переходе на катарское сырье им придется отдавать $6,5 млрд.
Конечно, эти тарифы отталкиваются от цен на нефть на тот период. Но, в таком случае, этот договор надо пересматривать. И также, по руководствуясь европейской практикой, в Стокгольме.
Впрочем, «Газпрому» также не стоит расслабляться. Большинство долгосрочных экспортных контрактов были заключены в расчете на рост цен на энергоресурсы. Сейчас прогнозы относительно сырьевых котировок довольно пессиместичны. «Газпрому» пришло самое время задуматься, какую часть экспортных контрактов заключать на десять-двадцать лет, а какую долю «голубого топлива» продавать на краткосрочном рынке, где можно варьировать цены фактически в ежедневном режиме.