По статистике, 75% россиян раз в месяц покупают что-то в интернет-магазинах. Причем как правило приобретаются товары из-за рубежа. Так, в I квартале 2016 года наши соотечественники совершили заказали за границей в три раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.
Чаще всего население покупает электронику и бытовую технику. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, она занимает 35% всех заказов. Одежда и обувь пользуются примерно такой же популярностью. На автозапчасти и автотовары приходится 7%. Около 3% — это спортивные товары, парфюмерия и косметика.
Причем, 90% почтовых отправлений приходят из Поднебесной. Так, например, китайский гигант интернет-продаж Alibaba Group по итогам фискального года, окончившегося 31 марта, реализовал товаров на сумму свыше $480 млрд.
Китайский успех похоже не дает покоя российским чиновникам. Минэкономразвития разработало проект русской версии Alibaba, создать которою правительству поручил в конце прошлого года Владимир Путин.
Для этого правительство выберет отечественную компанию-агрегатора, которая должна будет продвигать нашу продукцию как самостоятельно, так и на китайских ресурсах.
Однако эксперты не разделяют энтузиазм российских властей. «Смущает даже тот факт, что площадка по продвижению отечественных товаров создается по инициативе государства. Дело в том, что в торговле определяющим фактором является конкурентоспособность продукции. Если товар конкурентоспособен, то организация сбыта становится интересна бизнес-структурам и это приводит к появлению масштабных площадок как в случае Alibaba», — поясняет «МК» генеральный директор компании «Источник» Роберт Багратуни.
«Успех Alibaba Group обусловлен большим количеством производителей потребительских товаров в Китае, которые обеспечивали большой ассортимент по очень низким ценам. Несмотря на то, что многие крупные продавцы и агрегаторы согласились поддержать проект «русская Alibaba», мало вероятно, что инициатива увенчается успехом. К сожалению, в России не так много производителей, способных составить конкуренцию на международном рынке — отечественная продукция отстает как в цене, так и по качеству», — подчеркивает инвестиционный аналитик ИК «Фридом Финанс» Шамиль Курамшин.
Кроме того, не добавляет оптимизма российская логистическая система.
«Главными проблемами России как и сто лет назад остаются «дураки и дороги». В частности, оставляет желать лучшего доставка товаров. Если внутри Китая, начиная от комплектации и заканчивая непосредственно получением товара заказчиком, она занимает сутки- двое. То в России на это уходит от 2-х недель и порой доходит до несколько месяцев», — подчеркивает управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков.
По словам Роберта Багратуни, один из способов дотянуть до Alibaba — это упростить таможенные процедуры и бюрократические препоны при заключении экспортно-импортных соглашений.