Поклонники моторизованного отдыха на природе пребывают в шоке, ведь техника, которой они больны на всю голову, дорожает. Причем настолько, что еще чуть-чуть — и владелец какого-нибудь средненького квадрика или снегохода будет ассоциироваться уж если и не с олигархом, то как минимум с зажиточным крестьянином. Самые отчаявшиеся квадроциклисты даже стали собирать подписи под петицией, в которой слезно умоляют Президента РФ Владимира Путина если и не отменить утилизационный сбор, то хотя бы пересмотреть тарифы. Напомним, что квадроцикл или снегоход (равно как и любая другая самоходная машина), произведенный за пределами нашей страны, подлежит «оброку» в размере 60 000 рублей в случае, если объем двигателя не превышает 300 кубических сантиметров. Ежели аппарат имеет мотор больше оговоренной кубатуры, то будьте любезны занести в казну 105 000 «деревянных»!
Между тем курсовые колебания валют и без того вдвое взвинтили цены на технику отдыха выходного дня. Если раньше приличный квадроцикл стоил порядка 500 000 рублей, в нынешних реалиях за тот же самый аппарат из кармана нужно достать 1 000 000. А тут на тебе — на пустом месте еще 105 000 «рубасов» приклеивают! Если посмотреть аналитику продаж квадроциклов и снегоходов в России за 2013 и 2015 годы, то, по самым скромным подсчетам, объем реализованной техники упал в 6 раз! Многие дилерские центры уже закрылись, некоторые, осознавая бесперспективность своего дальнейшего бытия, сидят на чемоданах. Похоже, что пройдет буквально несколько месяцев, и у нас попросту не останется магазинов, где можно будет купить новый квадроцикл или снегоход.
Перенимаем азиатский опыт
Впрочем, далеко не все разделяют столь пессимистические настроения. Напротив, большая часть экспертов говорят, что «утильсбор» даст мощный толчок к развитию этой сферы. И надо признать, их доводы не лишены смысла. В качестве одного из аргументов приводят Китай, где вообще не было своего мотопроизводства! Теперь же Поднебесная снабжает квадриками, скутерами, мотоциклами и снегоходами половину мира. А началось все с того, что в свое время правительство страны ввело пошлину в 300% на ввоз готовой техники... В результате ведущие мировые мотокомпании открыли свои заводы на китайских просторах, обеспечив рабочими местами в этой отрасли более миллиона человек. Ну а вскоре, как мы знаем, началась экспансия дешевой техники в другие страны.
Более того, китайский мотопром поднялся до невиданных высот во многом благодаря именно потребителям из России. Шутка ли, если в нашей стране 97% эксплуатируемых скутеров made in China? А китайские квадроциклы (сюда же входят и вездеходы, собранные в России из китайских комплектующих) занимают долю примерно в 80–85% от общего числа. Такому положению дел способствовало в первую очередь отсутствие таможенных барьеров: таможенный сбор составляет лишь 5% от заявленной стоимости техники. Если говорить об этом в живых деньгах, то при цене квадрика, скажем, в 200 000 рублей в бюджет нашей страны «капает» всего 10 000 «деревянных».
Фокусы с таможней
Но даже эти крохи государство зачастую не получает, поскольку некоторые ушлые импортеры (причем достаточно крупные), по обоюдной договоренности с китайскими производителями в несколько раз занижают в документах стоимость товара. То есть занимаются, по сути, контрабандой.
Например, при реальной цене квадрика на заводе в Китае в 4500 долларов нашим таможенным органам фирма-импортер предъявляет филькину грамоту, где фигурирует цена в 1000 у.е. Если подсчитать количество ввозимой годами таким образом техники, становится понятно, что у жуликов в кармане осел бюджет крупного российского города.
Шельмуют с государством не только импортеры квадроциклов, но и владельцы техники. По статистике, лишь только 30% собственников ATV ставят своих внедорожных «коней» на учет и пополняют налогами региональные бюджеты. Фискальное обременение на квадрик сравнительно небольшое, не превышает 1000 рублей в год, но когда в бюджете страны гуляет ветер, на счету, без ложного пафоса, каждый рубль. Забегая вперед, скажем, что в том числе и нежелание 70% хозяев квадроциклов платить в казну по счетам побудило власть отжать недоимку, введя пресловутый «утильсбор». В некотором смысле сами квадроциклисты спровоцировали то, что сейчас проклинают.
Впрочем, утаивание денег от бюджета путем занижения стоимости ввозимых квадроциклов и непостановки оных на учет — лишь один срез проблемы. Бизнес в стиле «купи в Китае — продай в России» дает рабочие места миллионам людей. Правда, живущим в Поднебесной, в то время как в нашей собственной стране мы наблюдаем рост безработицы. Как-то не очень патриотично, не правда ли?
Совершенно очевидно, что пришло время возрождать отечественный мотопром. Но как заставить бизнес заниматься не отверточной сборкой, а наладить полноценное производство из российских комплектующих? Разумеется, только созданием соответствующих условий. И введение утилизационного сбора — одно из них.
Идея с «утильсбором» на импортируемые к нам квадроциклы и снегоходы родилась в Минпромторге РФ задолго до нынешнего кризиса, но возникшие в экономике страны проблемы стали своего рода катализатором ее скорейшей реализации. На данный момент в России есть всего 4 завода, так или иначе задействованных в производстве мототехники. И эти предприятия для своих регионов являются градообразующими. Более 250 000 человек заняты в отрасли, и не подпиши в начале года президент страны закон об утилизационном сборе, с высокой вероятностью эти предприятия были бы вынуждены если и не сгинуть, то как минимум раза в три сократить число своих работников. А это социальное напряжение в регионах, митинги, растущее недовольство населения, что особенно некстати в канун грядущих выборов в Госдуму.
Национальный квадроинтерес
То есть с какой стороны ни посмотри на последствия принятия закона об утилизационном сборе на самоходную технику — выходят сплошные плюсы. Во-первых, развивается собственное производство. Во-вторых, появляются рабочие места. В-третьих, из страны не утекают деньги, которые раньше мощной рекой вливались в зарубежные квадрокомпании. В-четвертых, за счет принятых мер повышается наполняемость казны. В-пятых, «утильсбор» создал все условия иностранным компаниям, чей бизнес связан с производством и продажей моторной техники, для инвестирования в нашу экономику и строительства своих заводов в России. И эти очевидные плюсы глупо отрицать, особенно если взять пример автопрома.
Так почему же некоторые представители профессионального сообщества выступают против? Как ни странно, это не дорогущие японские, канадские или американские мотобренды, которые больше переживают из-за курса рубля по отношению к доллару. Для их состоятельных клиентов дополнительная нагрузка в 105 000 рублей — мелочь. Для толстосумов что 1,2 млн рублей за аппарат, что 1,3 млн — суть одно и тоже.
Больше всего от утилизационной инициативы пострадали производители из Поднебесной, которые более половины выпускаемой продукции гонят на российский рынок, причем речь идет о многомиллиардных оборотах. Терять столь жирный кусок китайцы, конечно же, не хотят и идут на всевозможные ухищрения, лишь бы наши власти отменили принятое решение. Между тем китайцам никто не запрещал и не запрещает вкладывать деньги в возведение заводов на территории РФ (ряд автомобильных компаний КНР уже начали строительство). Но делать это они, почему-то не хотят, предпочитая давить на правительство России через своих российских представителей, распространяющих мысль о том, что «утильсбор» похоронит российский рынок квадроциклов. Однако, повторимся, пример автопрома эту позицию категорично опровергает.