Число таких бизнесменов у нас стране составляет около 2,2 млн: с 1 июля 2018 года все они будут обязаны осуществлять расчеты при помощи кассовых аппаратов нового образца с онлайн-передачей информации об операциях в налоговую службу. Подключение таких устройств обходится минимум в 80 тыс. руб., не считая регулярных трат на обслуживание программного обеспечения, Интернета и т.д.
Как всегда, наше правительство по отношению к бизнесу делает один шаг вперед, а потом два шага назад. С одной стороны, Минфин анонсировал подготовку поправок, корректирующих применение специальных налоговых режимов. Изменения коснутся представителей малого бизнеса, применяющих упрощенку, ЕНВД и патентную систему. В частности, действие «вмененки» для МП будет продлено до 2020 года включительно. Для упрощенной системы налогообложения предложено поднять порог оборота с 60 млн до 120 млн руб. в год. Все это содержится в антикризисном плане правительства на 2016 год.
С другой стороны, происходит прямой откат назад. Минфин подготовил поправки в закон о применении контрольно-кассовой техники, которые сводят на нет все послабления для «енвэдэшников» и «патентщиков», коих в России насчитывается более 2 млн.
Сейчас эта категория предпринимателей освобождена от обязательного использования контрольно-кассовой техники любых видов. При выдаче чеков они имеют право задействовать чекопечатающие машины, специальные принтеры или по требованию потребителя выписывать товарный чек, квитанцию от руки на бланке.
Это многим удобно, и, кстати, одной из причин отказа представителей малого бизнеса от перехода на полную автоматизацию является то, что не хватает ресурсов содержать дополнительный штат сотрудников, которые вели бы номенклатуру и учет товаров.
Однако Минфин решил прикрыть эту лавочку, обязав «вмененщиков» и самозанятых, которые платят за патент, с середины 2018 года перейти на новые типы ККТ с онлайн-передачей данных о каждой наличной или безналичной операции в ФНС. В аппараты собираются встроить специальный фискальный накопитель, на котором будет дублироваться вся передаваемая информация. Это сделано для того, чтобы ни у кого не возникло соблазна мухлевать: в ходе выездной проверки будет возможность сверить онлайн-данные с оффлайн. Плюс непрерывность в работе при отсутствии интернет-соединения.
Как уже писал «МК», по замыслу Минфина, это обеспечит полный учет выручки (соответственно, и налогооблагаемой базы) в розничной торговле. Власти пытаются сократить долю теневого оборота наличных средств, своевременно выявлять зоны риска с последующим проведением точечных проверок. Кроме того, предусматривается формирование кассового чека не только на бумажном носителе, но и в электронном виде. То есть потребителю не нужно будет хранить бумажный чек, а в случае необходимости, например, при предъявлении претензий за качество товара или услуги, извлечь его, например, с мобильного приложения на своем смартфоне или из личного кабинета на сайте ФНС.
В Казахстане, где данная система уже работает, по итогам 2015 года объем «белой» выручки вырос в 2,5 раза. В ФНС России экономический эффект от нововведения только прорабатывают, но налоговики рассчитывают, что результаты окажутся не хуже, чем у соседей.
Однако расширение категорий бизнеса, «подпадающих под ККТ», раскритиковало не только предпринимательское сообщество, но и чиновники Минэкономразвития.
На сегодняшний день остается открытым вопрос о стоимости новой техники. Ведь ее закупка и дальнейшее обслуживание лягут финансовым бременем в первую очередь на малый бизнес. Он наиболее чувствителен к любой административной нагрузке.
Крупные торговые сети в основном используют в качестве ККТ фискальные регистраторы, передача данных с которых осуществляется с применением компьютера (сервера). В данном случае потребуется небольшая доналадка уже используемой техники.
У микро-, малых компаний, ИП таких возможностей нет. Они если и используют кассы, то в основном автономные. «МК» обратился за комментарием в одну из крупнейших отечественных структур по поставке онлайн-ККТ, и вот что там рассказали. Стоимость самого дешевого аппарата стартует от 22 тыс. руб. В среднем — 25 тыс. руб. К нему нужно обязательно купить компьютер с оперативной памятью не менее 2 Гб и монитором — около 30 тыс. руб. Отечественное программное обеспечение без дополнительных требований, например Frontol, стоит минимум 8,7 тыс. руб. Его настройка, подключение — 5 тыс. Ежеквартальное обслуживание — 2,5 тыс. руб. Покупка простейшего сканера, который сканирует штрих-коды, обойдется в 2,5 тыс. руб. Подключение к оператору фискальных данных, работающему по госконтракту с ФНС, — 3 тыс. руб. в год. Подключение к Интернету в глубинке может достигать нескольких тысяч рублей. Ну и, конечно, ежемесячная плата за Глобальную сеть.
На круг выходит не менее 80 тыс. руб. только разовых платежей без обслуживания. Несколько поможет уменьшить расходы налоговый вычет за кассовый аппарат. Но, как видно из приведенной калькуляции, это не основная статья расходов.
«Все это повлечет неблагоприятные как экономические, так и социальные последствия в виде сокращения количества предприятий, уменьшения рабочих мест, роста теневого оборота, а также снижения доходов бюджета в части объемов поступающих патентных платежей и налога на вмененный доход, — написано в заключении Минэкономразвития на упомянутые поправки, которое оказалось в распоряжении «МК». — Это также может создать условия для осуществления дополнительных проверок, увеличит ежегодные издержки, связанные с приобретением и обслуживанием ККТ».
Что-то подобное мы уже проходили в 2013 году, когда были приняты поправки в закон об обязательном пенсионном страховании. Фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование для ИП был увеличен в два раза, что повлекло за собой массовое снятие с учета предпринимателей. С 1 января 2013 года по 1 января 2014 года, по данным ФНС, число ИП сократилось на 512 тыс. ед. (на 12,7%).
В Минэкономразвития уверены, что, если поправки примут, это, наоборот, «приведет к снижению доходов бюджета в части объемов поступающих патентных платежей и налога на вмененный доход, что скажется дополнительным негативным фактором для экономики в целом».